Posted 5 сентября 2007,, 20:00

Published 5 сентября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:31

Updated 8 марта, 08:31

Маленький и слабый

5 сентября 2007, 20:00
Российский фондовый рынок недостаточно привлекателен для бизнеса и нуждается в инфраструктурной модернизации, признал вчера премьер-министр Михаил Фрадков на совещании с членами правительства по развитию инфраструктуры российского рынка и задачам ФСФР. Эксперты поддерживают эти благие пожелания, но до их воплощения, по

Михаил Фрадков уверен, что необходимо создать удобные условия для работы российских компаний на отечественных площадках. «В решении задач макроэкономики, ее диверсификации мы нуждаемся в финансовых инструментах и мы обречены на создание инфраструктуры, – заявил премьер. – Необходимо снизить технологические и бюрократические барьеры для работы на российских финансовых рынках».

С актуальностью этой задачи согласился в разговоре с «НИ» и аналитик ИК «АйТи-Инвест» Дмитрий Пушкарев: «Финансовый рынок – явление спекулятивное, однако только благодаря его существованию человек понимает, что его акции – не бумажки, и в любой момент может реализовать их». А заместитель руководителя аналитического отдела ИК «Совлинк» Ольга Беленькая считает, что время, когда российский фондовый рынок был просто местом для спекуляций, уже прошло: «Массовое IPO – первейшее тому доказательство. Существует огромное количество людей и организаций, располагающих свободными средствами. В свою очередь, компании нуждаются во вложениях. Таким образом, фондовый рынок является дополнительным, помимо банковской системы, инструментом, трансформирующим финансовые ресурсы в инвестиции».

Впрочем, сегодняшний российский рынок по объемам очень невелик, хотя и постепенно сокращает отставание от развитых стран. Капитализация его на сегодняшний день, по словам г-жи Беленькой, достигает 1 трлн. долларов. Это существенно ниже, чем в США (17 трлн.) и Великобритании (4 трлн.), но разрыв все-таки отнюдь не катастрофический. «Проблема тут в другом, – говорит собеседница «НИ», – число эмитентов невелико, и поэтому рынок монополизирован».

«Нашему рынку не хватает ликвидности, – добавляет г-н Пушкарев. – На любой площадке главную роль играет мелкий и средний частный инвестор. Но он деньги не несет, потому что рынок не развит должным образом – из-за отсутствия все той же ликвидности. Получается замкнутый круг». По мнению специалиста, разумный выход из положения – обеспечение доступности рынка для инвестора. «Должна существовать розничная сеть, позволяющая быстро и без проволочек вложить деньги. Законодательных препятствий к этому нет, есть лишь инфраструктурные. Нужно расширить спектр банковских услуг для потенциального инвестора. Тогда мы перейдем из категории «развивающиеся развивающиеся» рынки в «развитые развивающиеся», – подчеркнул он.

Ольга Беленькая отмечает и другие сложности: «Наш рынок не прозрачен, и с этим связана масса злоупотреблений с использованием инсайдерской информации. Все это отпугивает людей и организации, готовых вложиться в эту сферу».

Пока светлые идеи премьера Фрадкова остаются лишь поставленной задачей, неоперившийся финансовый рынок России подвергается потрясениям при мировых колебаниях котировок. Даже небольшое падение на крупнейших площадках может вызвать масштабный обвал в России, после которого президенту и правительству приходится, как это было совсем недавно, убеждать население в том, что рынок скоро восстановится. Впрочем, ситуация уже улучшается: «Зависимость поведения рынка от нерезидентов, которые в любой момент могут вывести средства, конечно, высока, но она постепенно снижается, – констатирует Ольга Беленькая. – На последний крупный кризис на мировых рынках РТС отреагировала достаточно спокойно и сейчас продолжила рост».

"