Posted 4 февраля 2009,, 21:00

Published 4 февраля 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:41

Updated 8 марта, 07:41

Вскрытие покажет

Вскрытие покажет

4 февраля 2009, 21:00
Сокращение расходов бюджета и банкротства предприятий – это ближайшие перспективы российской экономики, которые вчера обрисовал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Эксперты утверждают, что правительство начинает считать деньги перед острой фазой кризиса, а население ради экономии предлагает сократить госаппарат.

Игорь Шувалов заявил в среду: «Мы вскрыли обязательства бюджета. Расходы будут по многим статьям либо сокращаться, либо отменяться». Детали будут озвучены сегодня, но очевидно, что россиянам придется вновь услышать латинское слово «секвестр», которым в «лихие 90-е» Белый дом пытался замаскировать урезание государственных расходов. Утвержденный бюджет-2009 рассчитан из нефтяных цен на уровне 95 долларов за баррель, хотя сейчас они чуть более 40. Очевидно, что о запланированных доходах в 10,927 трлн. руб., расходах в 9,025 трлн. и профиците в 1,9 трлн. руб. придется забыть. Лучшее, на что надеется правительство – нулевой профицит, а, скорее всего, дефицит бюджета.

Теоретически недостающие деньги можно взять из Резервного фонда, но, видимо, правительство решило поберечь его до самых худших времен. Вчера вице-премьер в общих чертах рассказал, за счет чего произойдет урезание. Власти могут отказаться потратить весь антикризисный пакет на рефинансирование долгов российских компаний и банков. «Из 50 млрд. долларов потратили только 11 млрд. и сейчас уже думаем, эти средства надо направить на другие каналы», – заявил чиновник. В частности, будет поддержана банковская система: государство даст дешевые кредиты сроком до 10 лет для увеличения капитала банков на 15%, если банкиры сами тоже увеличат капитал на 15%. По прогнозу властей, пик проблем в финансовой системе может наступить в конце второго – начале третьего квартала.

«Некоторые меры, объявленные властями, обнародование списка предприятий, породили ожидания, что мы будем спасать все предприятия. Всех спасать мы не будем», – заявил г-н Шувалов. Правительство сконцентрируется на поддержке ВПК, инфраструктурных монополий и энергетике. При этом никакой политики вроде массовой общественной постройки дорог (в духе того, как Рузвельт выводил Америку в 1930-х из Великой депрессии) и масштабных инвестиций в инфраструктуру (как в современно Китае), судя по всему, не планируется. Совсем недавно эксперты называли такую политику одной из вероятных антикризисных мер. По словам чиновника, надо завершить существующие проекты, а «не начинать новых строек», причем «никто из предприятий не готов выходить на стадию финансового оздоровления и банкротства, но это путь, по которому придется пройти».

Кроме того, правительство собирается удержать курс рубля на нынешних рубежах. Тем не менее безработица увеличится еще на 1 млн. человек (по сравнению с 5–6 млн. сейчас), а экономика не вырастет или вообще сократится.

О сокращении расходов на «социалку» пока речи нет. По мнению экспертов, на данный момент в бюджете есть, что сокращать, помимо нее. «Например, предполагалось увеличить расходы по статье «Национальная экономика» на 40%. В частности, по этой статье предусматривались различные виды госинвестиций. Однако имеет ли смысл инвестировать каждый год на 40% больше, если экономика растет не более чем на 10%, а в кризисный год вообще расти не будет? Эти расходы явно не давали эффекта, а, значит, их сравнительно безболезненно можно сократить», – заявил «НИ» директор Института макроэкономических исследований и прогнозирования Евгений Гавриленков.

Кстати, население сокращение расходов представляет себе иначе. Россияне считают, что первоочередными мерами правительства по выходу из кризиса должны стать отсрочки платежей по кредитам для уволенных работников (49,9%), урезание затрат на госаппарат (47,9%) и повышение пособий по безработице (36,5%), свидетельствует последний опрос компании «Башкирова и партнеры».

Что касается отказа российской промышленности в масштабной поддержке, то главный экономист Центра развития Валерий Миронов считает, что это во многом вынужденная мера. По его оценкам, курс рубля еще далек от равновесного уровня, и девальвация продолжится. «Значит, российскому ЦБ еще понадобятся резервы для продолжения плавной девальвации и отбивании атак на рубль», – пояснил он «НИ». Поэтому правительство, видимо, решило пока экономить резервы, предвидя, что острая фаза кризиса еще впереди. Китай может позволить себе увеличивать расходы на инфраструктуру – у него и резервы больше, и зависимость от цен на нефть меньше. А в России до трети предприятий неэффективны и могут быть отбракованы в результате кризиса, считает эксперт.

"