Posted 2 февраля 2015,, 21:00

Published 2 февраля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 04:03

Updated 8 марта, 04:03

Потребителю не стоит впадать в пессимизм

2 февраля 2015, 21:00
Россиян захлестнула волна потребительского пессимизма, утверждается в исследовании международной маркетинговой компании Nielsen. По словам директора Nielsen по работе с розничными сетями в Северо-Восточной Европе Илона Лепп, ни удобство расположения того или иного магазина, ни сервис, ни приятные впечатления от шопинга

Согласно соцопросу, который Nielsen провела в декабре 2014 года, 78 % россиян перешли в режим жесткой экономии. Сейчас они покупают меньше товаров повседневного спроса, реже посещают магазины, выбирают более дешевые бренды. И, чтобы сократить расходы, планируют, прежде всего, экономить на развлечениях вне дома (50 %), покупке одежды (49 %) и коротких отпусках (46 %).

Гипермаркеты, супермаркеты, открытые рынки продолжают недосчитываться клиентов. Среди всех форматов торговли в относительном выигрыше находятся лишь дискаунтеры – четверть респондентов ответили, что нарастили объемы закупок в «скидочных» магазинах.

«До начала ноября экономическая и политическая напряженность в России практически не отражалась на настроениях потребителей, – сказал управляющий директор Nielsen в Восточной Европе Кириакос Кириаку. – Но события на валютном рынке в конце года повергли их в шок и подорвали уверенность в собственном будущем. В первой половине 2015 года рост цен будет продолжаться и приведет к дальнейшему снижению покупательской способности населения».

Пик общественной тревоги пришелся на декабрь, когда каждый третий россиянин, по данным Nielsen, заявлял, что страна не выйдет из кризиса в ближайший год.

Как сообщает Росстат, индекс потребительской уверенности (отражает совокупные потребительские ожидания граждан) в четвертом квартале 2014-го снизился на 11 процентных пунктов, составив минус 18 % против минус 7 % в третьем квартале.

Между тем за последнее десятилетие многие россияне, в особенности это касается представителей так называемого городского среднего класса, развили привычку мало в чем себе отказывать. Как свидетельствует статистика, все эти годы каждый следующий месяц, опережая инфляцию, люди тратили все больше и больше денег на товары повседневного спроса. Причем прирост шел как в денежном исчислении, так и в объеме покупок. И вот в какой-то момент эта тенденция оборвалась. Почему?

«В России такого пессимизма, что мы фиксировали в 2014 году, не фиксировали никогда – минус 43 %, – отметил президент исследовательского холдинга «Ромир» Андрей Милехин. – Это разница между долей тех, кто видит будущее светлым, и тех, кто видит его нерадостным. И она нарастает. Даже в кризисы, когда мировая экономика и благосостояние людей подвергались мощным ударам, пессимизма не было. Я бы связывал это явление не с политикой, а именно с тем, что многие не видят ответа на простой вопрос: куда мы идем? На мой взгляд, наличие даже самого плохого плана лучше, чем отсутствие какого бы то ни было. А у властей такого глобального плана нет».

Комментируя для «НИ» итоги соцопроса, проведенного компанией Nielsen, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин сказал: «Это абсолютно рациональная реакция людей на происходящее. Народ готовится к повторению кризиса начала 1990-х годов, когда рубль ни во что не ставился. Но, в отличие от нынешней ситуации, тогда в россиянах жила надежда на рыночные реформы. Кроме того, они не были так закредитованы, отягощены долгами, как сегодня. Ко всему прочему люди понимают, что Россия, ставшая в мире страной-изгоем, может рассчитывать, по большому счету, лишь на помощь таких же, как она, государств с сомнительной репутацией».

По мнению Дмитрия Янина, в сложившихся обстоятельствах народ интуитивно действует на потребительском рынке в целом правильно. Советы эксперта согласуются со сложившейся житейской практикой: хранить сбережения не в рублях, а только в иностранной валюте; по возможности откладывать минимум по 10 % от зарплаты на еще более «черный день»; до минимума сократить необязательные расходы.

"