Posted 1 сентября 2016,, 10:59

Published 1 сентября 2016,, 10:59

Modified 8 марта, 02:59

Updated 8 марта, 02:59

Ущерб от деятельности недобросовестных автоюристов превысит 13 млрд. рублей

Ущерб от деятельности недобросовестных автоюристов превысит 13 млрд. рублей

1 сентября 2016, 10:59
Потенциальный размер ущерба от деятельности недобросовестных «автоюристов» в 2016 году составит 13 - 15 млрд. рублей, свидетельствуют результаты исследования аналитического центра НАФИ.

Криминальные юристы, специализирующиеся на спорах по возмещению ущерба в рамках «автогражданки», своими действиями способствуют сворачиванию страховыми компаниями деятельности в ряде регионов. В связи с этим автомобилисты сталкиваются с недоступностью полисов ОСАГО.

Деятельность «автоюристов» может привести к резкому снижению доли ОСАГО в портфеле порядка 20 российских страховых компаний. Часть из этих компаний сдаст лицензию на ОСАГО, либо покинет рынок через банкротство. Такая ситуация провоцирует дефицит полисов, в особенности в так называемых «проблемных» регионах, отмечают авторы исследования.

За последние пять лет доля нестраховых судебных выплат «автоюристам» росла опережающими темпами: с 15% в 2011 году до 43% в 2015 году. Введенная в 2015 году единая методика оценки ущерба замедлила темпы роста, однако этот эффект оказался краткосрочным ввиду новых способов обеспечения нестраховых выплат, применяемых «автоюристами», сообщает НАФИ.

Этот фактор в значительной степени повлиял на рост комбинированной убыточности рынка, которая начала расти со второго квартала 2015 года и в первом квартале 2016-го составила 92%. Прогнозируемый совокупный финансовый результат по договорам ОСАГО, заключенным в 2015 году, составляет минус 0,3 млрд рублей, говорится в исследовании.

При этом, не более 20% российских «автоюристов» действуют строго в рамках правового поля. В большинстве случаев страховым компаниям либо направляется неполный пакет документов по почте, оформляется экспертиза не по единой методике, автомобиль не предоставляется на осмотр или существенно завышаются расходы на стоимость экспертного заключения.

«По договорам, заключенным в 2015 году, порядка 21,9 млрд. рублей составят выплаты по суду, из которых свыше 9,4 млрд., соответственно, получат «автоюристы», – подсчитал управляющий партнер аналитического центра НАФИ Павел Самиев. Он подчеркнул, что это выплаты, которые будут проходить по договорам цессии, либо на основании доверенности, то есть автовладельцы ничего не получат из этих денег.

На фоне исчерпания эффекта от повышения тарифов ОСАГО, роста убыточности этого рынка и деятельности «автоюристов», в числе возможных «претендентов» на добровольный отказ от лицензии на ОСАГО находится ряд региональных страховых компаний. Пятерка лидеров из числа федеральных игроков также может попасть под удар и будет постепенно снижать долю ОСАГО в общем портфеле. Причем в первую очередь это будут компании, наиболее корректно работавшие с потребителями, и не имевшие нареканий со стороны ЦБ, полагают в НАФИ.

Страховые компании со своей стороны считают, что проблема криминальных «автоюристов» является главной для рынка обязательного автострахования, поскольку из-за нее компании столкнулись с многомиллиардными убытками.

«Главная проблема ОСАГО – это суды и автоюристы. Судебные издержки стали отдельной, очень существенной и непрогнозируемой статьей расходов страховщиков ОСАГО, которая сильно искажает всю экономику этого вида страхования», – заявил первый заместитель председателя правления компании «Согаз» Николай Галушин.

"