Posted 31 марта 2015,, 21:00
Published 31 марта 2015,, 21:00
Modified 8 марта, 03:55
Updated 8 марта, 03:55
Опубликованные данные Минсельхоза демонстрируют, что капуста, открывающая тройку лидеров по росту цен, за первые три месяца года выросла в стоимости в среднем на 66% – до 23,4 рублей за килограмм, а в Центральном федеральном округе – до 28,4 рублей. Лук подорожал на 40,5% – до 23 рублей за кг, а цена картофеля увеличилась на 36% – до 22 рублей за кило. При этом в Северо-Западном федеральном округе лук вырос в цене в 2,3 раза – до 36,3 рублей за кг. Почти на треть взлетели цены на яблоки и морковь. Столь значительный рост может быть чуть менее шокирующим для потребителя – просто в силу изначально не высокой стоимости продуктов, но здесь важнее, скорее, сама динамика, считают эксперты.
Впрочем, сельхозпроизводители подняли цены не только в сегменте плодоовощной продукции, но и по всем основным направлениям. Так, на мясном рынке лидером подорожания стала говядина, прибавившая в цене 10% – до 214 рублей за кг. Здесь ситуация обратная по сравнению с овощным рынком – относительно невысокий процент роста объясняется изначально высокой стоимостью продукта и значительной взаимозаменяемостью видов мяса.
В сегменте молочных продуктов наибольший рост продемонстрировало сливочное масло – на 8%, до 335 рублей за килограмм. На рыбном рынке сильнее всего дорожала соленая сельдь – на 11%, до 103,5 рубля за кг, а среди круп больше всего выросла цена гречихи – на 16%, до 22 рублей, и пшеничной муки – на 8%, до 17,2 рублей за кг.
При этом, как свидетельствуют данные Росстата, рост потребительских цен в рознице по основным видам продуктов в целом отражает соответствующие показатели сельхозпроизводителей. Напомним, только за первые два месяца текущего года продовольственная инфляция составила 10,6%, а за февраль – 3,7%. Всего же с начала года общая инфляция составила 6,2% и достигла в годовом выражении показателя в 16,7%.
По мнению экспертов, в рост цен на продукцию сельхозпроизводители закладывают все свои издержки, причем не только уже понесенные, но и потенциальные. Генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина отметила в беседе с «НИ», что в этот период отмечается традиционный сезонный рост цен на плодоовощную продукцию, который продлится до мая-июня, когда достигнет своего пика. «Традиционно рост составляет 40–45%, но в этом году он выше – в том числе из-за ситуации на валютном рынке и из-за произошедшей девальвации рубля, – говорит эксперт. – Поэтому в большей степени рост отмечается в тех сегментах продовольственного рынка, где больше зависимость от импорта».
Кроме того, из-за валютных колебаний значительно выросла цена техники, удобрений и кормов, используемых при производстве сельхозпродукции. А еще в динамику цен производители закладывают рост процентных ставок по кредитам, которые после поднятия ключевой ставки ЦБ стали гораздо менее доступными. Такой же эффект оказывают и туманные перспективы потребительского спроса.
По словам научного сотрудника Центра развития Высшей школы экономики Николая Кондрашова, общий потребительский спрос упал за первые два месяца 2015 года на 7%, сместившись в сегмент продукции более низкой стоимости и качества.
По экспертным оценкам, сельхозпроизводители продолжат поднимать цены – еще примерно на 10% в ближайшие месяцы. Но, как отмечает Елена Тюрина, уже в августе-сентябре произойдет спад цен, вызванный притоком на рынок продукции нового урожая. Кроме того, по мнению экспертов, сдерживанию дальнейшего роста цен должна способствовать и заявленная программа импортозамещения в аграрном секторе, на которую в конце марта Минсельхоз выделил 266 млрд. рублей.