Posted 30 мая 2011,, 20:00

Published 30 мая 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:17

Updated 8 марта, 06:17

Нахимичили

Нахимичили

30 мая 2011, 20:00
В минувшую пятницу большой концерт в столичном спорткомплексе «Олимпийский» устроил британский электронный дуэт Chemical Brothers. Все композиции музыканты соединили в единый блок, как это делают диджеи, и в итоге шоу напоминало большую дискотеку. Очевидно, продавать свое шоу в формате концерта им просто выгоднее.

Концерт Chemical Brothers представлял из себя компиляцию танцевального сета и видеоарта на огромном экране, за всем этим зрители наблюдали с трибун и из танцпартера. Бит шел нон-стопом, сэмплы повторяли друг друга многократно, партер, довольно активно пританцовывал, трибуны тоже пытались. Однако сам факт, что на данную программу продаются сидячие места, вообще был удивительным: воспринимать происходящее сидя было довольно странно.

Собственно музыканты – Том Роулендс и Эд Саймонс – терялись где-то в глубине многоэтажной аппаратуры. Шоу началось с медленных звуков а-ля мантра, которая превращала подсвеченный синими прожекторами «сценический дым» в какой-то дьявольский. Над аппаратурой зависла прозрачная светящаяся огнями труба, все это сильно смахивало на машину времени в каких-нибудь детских фантастических фильмах прошлого века. Ну а низкочастотный звук с бешеными «басами», накативший как гром среди ясного неба, вообще, казалось, попадал в душу напрямую, минуя органы слуха. Между прочим, люди, оказавшиеся с внешней стороны спорткомплекса, в течение концерта не могли понять, что за катаклизм происходит: то ли огромное здание трясло, то ли даже не здание, а пространство вокруг поражал неизвестной природы глухой и жутковатый гул. На концерте вроде бы все было стандартно, но после шоу можно было испытать небольшие временные проблемы со слухом.

Концерт Chemical Brothers заставил вспомнить давнишний вопрос времен расцвета рэйвов – где заканчиваются музыканты и начинаются диджеи? Даже лидер тех лет DJ Грув, помнится, все никак не мог определиться – диджей он или музыкант. Вообще, электронная музыка настолько «наворочена» всевозможными сэмплами и компьютерными «примочками», что не вполне понятно, во-первых, где твое творчество, где чужое, а где вообще компьютерное, а во-вторых, как именно музыканту-электронщику вести себя на сцене. И собственно, возникает вопрос: что он на ней делает? Такой вопрос был и на апрельском концерте Дидье Маруани, но лидер Space – все-таки более «форматный» и, если хотите, «попсовый» персонаж, чем Chemical Brothers. Он мог ходить-бродить, разговаривать с публикой между композициями. Британцы же играют принципиально другую музыку. Какие там кнопки нажимают «братья» – бог весть... Все шоу у них построено на видеоряде, где появляется то адский клоун, то бегающие фигуры людей, то лошадь (специально к композиции Horse Power). Однако опять-таки возникает странное ощущение: как будто танцевальный партер пришел на дискотеку, а трибуны сели смотреть концептуальное кино. Музыканты же упорно стремятся к «золотой середине» – у нас-де концерт. Выходит средняя температура по больнице. На разогреве у Chemical Brothers работал именно диджей. Никакой принципиальной разницы не было.

Кстати, различные музыкальные премии-церемонии, желая отметить заслуги какого-нибудь представителя диджейского цеха, постоянно пытаются как-то визуально оживить работу. Одного запускали на гигантской высоте под крышей «Олимпийского» в какой-то вагонетке слева направо. Он там скакал и делал вид, что работает с «вертушкой». Это было еще более-менее, но в остальном диджеев, как и музыкантов-электронщиков, «оживить» чрезвычайно сложно – ведь визуально это просто люди, работающие за компьютером. Кстати, образцом такого «оживления» стали пионеры жанра – группа Kraftwerk. Когда они были в Москве в последний раз, режиссерам удалось очень эффектно и, главное, динамично отработать тему четырех статичных музыкантов. А вот Chemical Brothers удалось воплотить разве что идею маленького человека на фоне больших машин. Ни слова они публике не сказали, только пару раз взмахнули руками. Да и то на прощание. Люди, конечно, получали ощущения и эмоции, танцевали, и даже с драйвом, но чем это отличалось от обычной дискотеки, все-таки было непонятно. Дополнительная плата за бренд и за видеоряд – исключительно маркетинговый ход: концерты стоят на порядок дороже.

Между тем Chemical Brothers продолжат выступать в концертно-стадионном формате, характерном больше для рок-музыки, все лето. Британский дуэт – безусловно, профессионально занимающийся своим делом – значится в хедлайнерах многих представительных европейских музыкальных фестивалях этого года. Живой звук немного разбавят «химической» музыкой. С другой стороны, может, так оно и разнообразнее будет.

"