Рус
Eng
По версальскому счету

По версальскому счету

29 мая 2013, 00:00
Культура
Сергей СОЛОВЬЕВ
В столице открылась выставка «100 работ Александра Бенуа», представляющая одного из главных творцов русского Серебряного века, идеолога и главного художника объединения «Мир искусства». Удивительно, что последняя серьезная выставка Бенуа проходила в Третьяковке более 40 лет назад. Однако художник постоянно «мелькает» н

У Александра Бенуа судьба почти всех умных и деликатных людей – история оставляет их на вторых ролях. Побеждают напористые выскочки, самонадеянные настолько, чтобы иметь наглость заявить «новое слово» в искусстве. Таким, как Бенуа, уготована миссия хранителя и просветителя. Впрочем, еще одно свойство культурного человека – принятие своей судьбы и бескорыстное служение искусству. Не получается быть живописцем – будем писать статьи и мемуары. Именно последними он и прославился.

По мнению устроителей нынешнего показа, Бенуа как художник до сих пор всерьез не оценен. Поныне его считают декадентом, оживлявшим призраков Версаля, декоратором и салонным акварелистом. Репутацию подмочил и арт-рынок, набросившийся на красивые акварельки для новорусских особняков. В принципе, все эти претензии вполне обоснованны. У Бенуа нет того напора и сексуальности, которыми обладал, например, Бакст или футуристы. Он не отличался истовостью, свойственной Врубелю, или перфекционизмом Сомова. Да что там говорить – даже в семейной жизни был неприлично приличен: с детства выбрал супругу и обожал ее всю жизнь.

«Озеро Гримель. Бретань».

Не то чтобы экспозиция, созданная Натальей Курниковой и галереей «Наши художники», кардинально изменяла взгляд на художника. Скорее, даже наоборот: заявленные 100 работ так плотно упакованы в низких залах, что поневоле возникает ощущение аукционной лавки. И по составу произведений не все так ровно: среди пейзажиков, созданных точно ради удовольствия (Бенуа рисовал, как фотографировал, – много, у него часто повторяются одни и те же мотивы), попадаются настоящие Эвересты. Вроде поэтичного «Кормления рыб», некогда подаренного Сомову (из «Версальской серии»). Или монументального «Наводнения в Петербурге 1824 года», некогда принадлежавшего Сергею Лифарю и показанного в эмигрантском Париже к 100-летию Пушкина в 1937 году. Но уже то, что Бенуа пытаются оценивать не с точки зрения девичьих гостиных, а серьезно, с каталогом и архивными изысканиями, само по себе достижение. Тем более что на выставке исключительно частные вещи, ранее неизвестные (понятно, что хотелось бы знать имена владельцев, но по странной перестроечной традиции они продолжают скрываться).

И когда уже казалось, что Бенуа-художник (пусть в салонном варианте) достоин всяческого внимания, гостей вернисажа ждал сюрприз: поистине с цирковым эффектом организаторы предъявили публике только что обнаруженные блокноты-дневники Александра Бенуа – теперь все с нетерпением ожидают их расшифровки и публикации. Вот так история вновь делает кульбит: писатель и историк побеждает художника. А картинки пойдут в качестве иллюстраций. Кстати, Бенуа-иллюстратор – реальный гений, без скидок и оговорок.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter