Posted 28 февраля 2008,, 21:00

Published 28 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:16

Updated 8 марта, 08:16

Пикассо на вынос

Пикассо на вынос

28 февраля 2008, 21:00
На прошедшей неделе в Швейцарии были обнаружены две картины, украденные из музея Цюриха. Еще два полотна до сих пор находятся в поиске, и за любую информацию о них обещана крупная сумма. Складывается впечатление, что воровство шедевров сегодня превратилось в настоящий вид спорта – преступники словно соревнуются в дерзо

Несмотря на то, что музеи и галереи постоянно совершенствуют свои охранные системы, количество ограблений не только не уменьшается, но, напротив, неуклонно растет. К этому виду бизнеса подталкивают как многомиллионные цены на арт-рынке, так и банальный преступный азарт. Удивительно, например, что последняя кража в Цюрихе, которую уже назвали «ограблением века», прошла по всем законам Дикого Запада. За полчаса до закрытия галереи четверо мужчин в масках припарковали машину у входа, ворвались вовнутрь, уложили на пол охранников (которым по разнарядке не положено носить огнестрельное оружие) и быстро сняли со стены работы Моне, Дега, Сезанна и Ван Гога. Выбор, как видим, пал на самых дорогих аукционных импрессионистов. Стоимость полотен составила более 160 млн. долларов.

Нынче уже ни для кого не секрет – если украденная картина не обнаруживается в течение недели, найти ее будет очень сложно. Ведь главная проблема – не украсть, а продать. Не каждый даже самый большой фанат Ван Гога захочет приобрети холст, который потом никому не сможет показать. Поэтому и «подбрасывание» шедевров полиции стало уже общим правилом. «Маковое поле» Моне и «Цветущие ветки» Ван Гога из Цюриха были обнаружены через десять дней в белом фургоне на стоянке клиники для душевнобольных.

Эти преступления произошли едва ли не одновременно с кражей двух раритетов Пикассо из галереи городка Пфеффикон, неподалеку от Цюриха. Однако в этом случае полиция пока не вышла на след воров.

В конце прошлого года аналогичное преступление было совершено в бразильском Сан-Паулу. Из Музея искусств, практически на глазах посетителей, за три минуты были сняты две жемчужины коллекции: ранний портрет кисти Пабло Пикассо и «Крестьянин на кофейной плантации» бразильца Портинари. Буквально через три дня полиция сообщила, что обе картины найдены на квартире предполагаемых грабителей.

Точно так же среди бела дня из чикагской галереи были вынесены «Адам и Ева» знаменитого голландского живописца Рембрандта. Под подозрением – мужчина и женщина средних лет, в минуту превратившиеся из тихих посетителей в грабителей. Наконец, самым дерзким и святотатским нападением на шедевры считается громкая кража в бельгийском городе Турнэ, где из кафедрального собора вынесено 13 ценнейших предметов. В том числе и крест XII века с частицей Святого Креста, привезенный в Турнэ рыцарем, побывавшим на Святой Земле (реликвия была украшена пятью десятками драгоценных камней и бриллиантов). Для того, чтобы вынести бесценные экспонаты, преступникам потребовалось лишь уложить на пол одного смотрителя собора.

Международная организация, курирующая поиск пропавших произведений искусства Art Loss Register, составила по следам последних преступлений особый рейтинг «самых похищаемых авторов». На первом месте, как и следовало ожидать, оказался очень плодовитый и не менее дорогой на рынке Пикассо. За ним идет испанский же художник Миро, далее Шагал, потом Дали. В десятку вошли и украденные в Цюрихе Матисс с Сезанном. В итоге организация очень советует всем музейщикам и хранителям частных галерей обратить внимание на охрану именно этих имен.

"