Posted 27 января 2013,, 20:00

Published 27 января 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:04

Updated 8 марта, 05:04

Смотр несбывшихся надежд

Смотр несбывшихся надежд

27 января 2013, 20:00
Экспозиция музея Академии художеств, посвященная 1920–1930 годам, – попытка хотя бы частично воссоздать десятилетие, безжалостно вымаранное из истории российского изобразительного искусства. Многие годы этот временной отрезок не изучался, а чудом уцелевшие в стенах академии работы не могли быть выставлены на всеобщее о

Как государственное учреждение Императорская академия художеств перестала существовать весной 1918 года. На ее месте возникла поначалу Свободная художественная школа, позже – Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские (ПГСХУМ). Закончилась же череда переименований и слияний (с бывшим училищем барона Штиглица, с живописным и скульптурным факультетами из Москвы) лишь в 1932 году, когда специальным постановлением от 11 октября Ленинградский институт живописи, архитектуры и графики (название учреждения на тот момент) получил имя Всероссийской академии художеств. Но бессчетные смены вывески – ничто по сравнению с разворачивающейся внутри академических стен борьбой взглядов, идей и художественных принципов.

Бесконечные споры между художниками «левого» и «правого» крыла были предопределены сосуществанием в едином педагогическом пространстве основоположника советской пейзажной живописи, наиболее последовательного ученика Архипа Куинджи Аркадия Рылова и кубиста Натана Альтмана; автора официозных скульптурных портретов соцреалиста Леонида Шервуда и убежденных сторонников поиска новых форм Михаила Матюшина и Владимира Татлина... Но если преподаватели уже были более или менее признанными мастерами, завоевавшими свое место в искусстве, многим из их учеников творчески реализоваться в профессии так и не удалось.

Самый пронзительный экспонат выставки – фотография студентов в академическом саду: между улыбающимися, вдохновенными лицами – темные провалы, «вымаранные» изображения учащихся, отчисленных за «неблагонадежность», «неправильное» социальное происхождение. Те, кто не был уничтожен физически, погибали для отечественного искусства. Не лучше складывались и судьбы успешно завершивших обучение «счастливчиков». Практически полное отсутствие заказов вынуждало художников устраиваться преподавателями в общеобразовательные школы или на мелкие чиновничьи должности.

Все вместе позволяет назвать экспозицию в музее Академии художеств смотром несбывшихся надежд. Авторство большинства выполненных в 1920–1930 годах учебных и дипломных работ остается (и навсегда останется) неизвестным. В основном здесь представлены труды студентов творческих мастерских Кузьмы Петрова-Водкина и Алексея Карева. Впервые после реставрации выставлена выпускная работа ученицы Альфреда Эберлинга Екатерины Гаскевич (вошедшей впоследствии в художественное объединение «Круг художников») «Женщина с ребенком». Безымянный же «Каменотес», по мнению исследователей, принадлежит Юрию Васнецову, правда, документальных свидетельств, подтверждающих это предположение, обнаружить не удалось. В целом же экспозиция наглядно демонстрирует, что, несмотря на постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций», провозгласившее единственным стилем «социалистический реализм», и на предшествующие этому «чистки» и вторжения в творческий процесс, русская художественная школа никогда не теряла своей многомерности и экспериментального духа.

"