Posted 26 ноября 2008,, 21:00

Published 26 ноября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:46

Updated 8 марта, 07:46

«Ко мне проявили неуважение»

«Ко мне проявили неуважение»

26 ноября 2008, 21:00
Дирижер, народный артист СССР Геннадий Рождественский не стал выступать с Бостонским симфоническим оркестром – одним из самых титулованных академических коллективов в США, посчитав, что руководство оркестра отнеслось к нему оскорбительно. В связи с этим серия концертов в Америке, на которых с 20 по 25 ноября должны был

Причиной для столь резкого поступка послужила одна из афиш, на верхней строчке которой оказалось не имя дирижера, а имя американского виолончелиста Линна Харрелла. Кроме того, Геннадий Рождественский не был включен в брошюру, изданную к началу симфонического сезона. Он не упомянут ни в разделе «Выдающиеся дирижеры», ни в разделе «Музыканты, которые нас вдохновляют».

Как сообщил «Новым Известиям» один из ближайших коллег Геннадия Николаевича – директор Государственной симфонической капеллы России Александр Шанин, «в настоящее время Рождественский за рубежом и не дает никаких комментариев». Однако сам дирижер объявил о своей позиции в пятницу на страницах американской газеты The Boston Globe. «Я оскорблен действиями администрации оркестра, – сказал Рождественский. – Ко мне проявили неуважение. По-русски я бы сказал, что мне нанесли моральный ущерб». В ответ исполнительный директор Бостонского симфонического оркестра Марк Волп выразил сожаление, что российский дирижер отказался от концертов, и заверил, что коллектив относится к нему с огромным уважением.

«Геннадий Рождественский очень сложный человек, – сказала корреспонденту «Новых Известий» музыковед, экс-сотрудник Московской филармонии Любовь Еремина. – И то, что его обидела афиша, – вполне закономерно. По сложившейся академической практике концерт должен вести дирижер, поэтому его фамилия на афише всегда печатается на первом месте крупными буквами. А другие исполнители и даже ведущий солист все равно – строчкой ниже. Такова субординация. Однако в данном случае субординация была нарушена. Конечно, администрация Бостонского оркестра это прекрасно знает, но для чего она так поступила – трудно предположить. Может быть, причиной послужили коммерческие отношения: кто-то решил сделать пиар американскому виолончелисту Линну Харреллу. И, судя по афише, получилось, что американская звезда классической музыки превзошла дирижера с мировым именем. Но это не более чем мои предположения».

Между тем, вполне понятно, что организаторы американских концертов не ставили себе задачу унизить маэстро из России. Прежде всего им необходимо было привлечь на дорогостоящие гастроли публику. Харрелл – двукратный лауреат «Грэмми» – очевидно, более близок местной аудитории, нежели звезда из России, пусть даже мирового значения.

О непростом характере Геннадия Рождественского говорят в музыкальных кругах уже давно. Например, он не раз отменял концерты, если был недоволен уровнем подготовки музыкантов. Трепетно относился к критическим публикациям. На концертах не раз рассказывал публике о несправедливости того или иного музыкального критика. В 2001 году он согласился стать художественным руководителем Большого театра, но вскоре оставил этот пост, сославшись на равнодушие руководства Большого театра к спектаклю «Игрок», который был создан при его участии.

Вместе с тем, те же критики, на которых Рождественский не раз сетовал, отмечают, что Геннадий Николаевич – бесспорно, музыкант уникальный. Руководил крупнейшими оркестрами мира, среди которых Королевский филармонический оркестр Стокгольма, Венский симфонический оркестр, работал в оркестрах Лондона, Кливленда, Чикаго. Не раз поднимал до международного уровня рядовые, на первый взгляд, оркестры, с которыми ему доводилось сотрудничать. На протяжении многих лет Геннадий Рождественский является профессором Московской консерватории.

"