Posted 25 мая 2004,, 20:00

Published 25 мая 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Алексей Сидоров

Алексей Сидоров

25 мая 2004, 20:00
Молодой режиссер Андрей Сидоров снял только один полнометражный фильм и проснулся знаменитым. Его сериал «Бригада» – самое заметное кинособытие прошлого года. В эти дни режиссер приступил к съемкам нового фильма – «Бой с тенью», в которой будет играть звезда Голливуда Джон Эймос. О том, почему «крестный отец» «Бригады

– «Бригада» была первым шагом в кино. Второй делать тяжелей или легче?

– Вторая картина, наверное, всегда тяжелей, даже если бы не было такого сумасшедшего успеха. Вторая картина – это большое испытание. Ведь на первой – ты ничего, бросаешься в омут с головой, и как Господь распорядится, как карта ляжет, так и будет. На второй картине ты уже многое понимаешь. И все значительно сложнее – и психологически, и физически.

– Сложней реализовать свой замысел или кому-то что-то доказать?

– Вопрос о доказательстве кому-то чего-то вообще не стоит. В доказательствах нуждаются только те, кто чем-то обеспокоен, кто в себе не уверен. Мне же доказывать нечего, я уже показал, что могу, хотя уверен, что не реализовал даже двадцати процентов из того, на что способен... Просто вторую картину (да и последующие) хочется сделать классно. А это – очень сложная вещь, она творится из каких-то таких тонких материй. Получится не получится – именно за это боишься, опасаешься, переживаешь.

– Вы говорили, что, снимая «Бригаду», ориентировались на гангстерскую классику – «Однажды в Америке», «Крестного отца». При создании «Боя с тенью» вы наверняка тоже оглядываетесь на классику?

– Что касается «Бригады» – тогда я совершенно точно для себя понимал: если я затрагиваю подобную тему, то волей-неволей вступаю в некую конкуренцию с классиками жанра. Но, естественно, у меня не было никаких стремлений с ними сравниться. Я понимал, что это, по меньшей мере, было бы нескромно. Точно такая же история и с «Боем с тенью». Конечно, я имею некую систему координат. Ведь существует огромное количество хороших картин о боксерах, в том числе и наших, таких, как наша «Первая перчатка». Есть замечательный фильм Джима Шеридана с Дениэлом дей Льюисом – он так и называется «Боксер». Но в первую очередь это конечно же «Бешеный Бык» Мартина Скорсезе. У меня, естественно, нет желания сделать лучше – прыгнуть выше головы. Я делаю свою историю: ее написал, придумал и пытаюсь реализовать.

– В «Бригаде» вы отдельное место отводили обстоятельствам времени, каким-то социальным и политическим его приметам. Какое место в «Бое с тенью» занимают современность, события сегодняшнего дня?

– «Бригада» – эпическая история, она требовала такого подхода. В данном же случае это не столь принципиально – действие «Боя с тенью» происходит не на протяжении 10–15 лет (как в «Бригаде»). А здесь и сейчас. И мне скорее важен тот сгусток энергии, в котором «варится», «клубится» сегодняшняя Россия. У нас идет бурный рост, строительство чего-то нового, чего мы сами еще не понимаем. И вот это ощущение – чего-то сверхнового, какого-то взрыва, оно уже сейчас есть в моей картине. Большей детализации мне не нужно, я не хочу расставлять акценты: что, чего, как. В данном случае мне важна сама история.

– Когда вы дописывали сценарий, то говорили, что ваша новая картина будет, прежде всего, о любви. На сегодняшний день как распределились «роли» между любовью и боксом?

– У меня в этом смысле сложная ситуация. Потому что продюсеры и прокатчики позиционируют мою картину как боевик от режиссера «Бригады». Естественно, в «Бое с тенью» головоломный сюжет, и вообще это фильм действия. Но я всегда вспоминаю фразу Джеймса Камерона, которая меня потрясла в свое время; он сказал, что «Терминатор-2» – это фильм о материнской любви. И для меня в этом отношении «Бой с тенью» – фильм о любви. Если я перед собой не поставлю такую сверхзадачу, то сниму просто гладкое, скучное, никому не нужное кино.

– И все же ваш новый герой – боксер. Если вы говорите о любви, то наверняка он мог бы быть дворником, плотником или артистом?

– Нет. Я мечтал сделать картину именно о боксе. Для меня бокс – это воплощение благородных идеалов спорта. Скорее всего, это у меня от отца. Мой папа боксер, мой дядя был боксером, у меня много друзей, занимающихся боксом. Да и сам я немножко знаком с этим видом спорта. Для меня важно, что боксер – это человек, живущий в состоянии «преодоления», человек, который исходно находится в конфликте. Он выходит на ринг и должен доказать, что он сильнее, – и своему противнику, и самому себе в первую очередь. Можно рассматривать бокс как исключительную физиологию, но я считаю, что в этом виде спорта есть высочайшее проявление человеческого духа. Прежде всего, в таких фигурах, как Али, как Николай Королев – наш великий боксер-тяжеловес, Макс Шмелин, Джо Луис – легендарные фигуры. Сегодняшний Костя Дзю, наш великий чемпион.

– Фамилия вашего героя – Колчин. У вас были какие-то ассоциации с братьями Кличко?

– Абсолютно никаких. Я с большим уважением отношусь к братьям и как к боксерам, и как к людям, которые сами себя сделали. Но никакой связи с ними нет.

– Насколько я понимаю, исполнителю главной роли в вашей картине, Денису Никифорову, не пришлось наращивать мышечную массу, как Уиллу Смиту перед съемками в фильме «Али». У героя Дениса другая весовая категория. Но ему наверняка было необходимо овладеть какими-то профессиональными навыками?

– Он регулярно тренировался в течение полугода и достиг больших успехов. Осенью его можно будет выставлять на первенство Москвы. Без шуток. И он там себя достойно покажет, я уверен абсолютно. Если бы он и дальше тренировался, то мог бы достичь больших успехов: он упертый парень, с сильным характером, цепкий. А ведь в боксе характер – это самое главное. Можно быть великим «технарем», но если у тебя нет характера, ты никогда не станешь чемпионом.

– «Бой с тенью» – это профессиональный термин, я так понимаю, он означает «бой с воображаемым противником». А в фильме этот термин несет некую психологически-символическую нагрузку?

– Безусловно. Это связано с сюжетной линией, о которой я не вправе говорить. Этот термин несет некую психологическую нагрузку, я рассматриваю это как некую метафору. Каждый человек, собственно говоря, всю свою жизнь ведет бой с тенью. «Тень» можно написать с большой буквы, с маленькой, в кавычках, как угодно. Можно описывать «тень» в метафизических терминах, можно в психиатрических, как у Карла Густава Юнга. Это не столь важно. Но каждый раз это будет описание поединка с тем злым, слабым, бесчестным, что в каждом из нас таится. Возможно, именно поэтому я взялся за эту тему.

– Алексей, вы ведь филолог по образованию. Казалось бы, сам Бог велел вам снимать классику...

– Кино – искусство «животное». А хорошая классика – это вещь настолько тонкая и самодостаточная, что переносить, транслировать ее на экран, во-первых, сложно, а во-вторых... нужно всегда очень четко понимать, ради чего ты это сегодня делаешь, я как филолог вам это говорю! Впрочем, я бы с огромной радостью экранизировал «Хроники» и «Ричарда Третьего» Шекспира именно потому, что только кино позволит дать ощущение атмосферы, времени и убедить зрителя в достоверности происходящего. Этого не дает ни театр, ни литература. Я бы еще кое-какие вещи сделал, но пока не буду о них говорить, не хочу раскрывать все свои тайны.

– Не помешает ли подобным проектам имидж режиссера «Бригады»?

– Я совершенно спокойно к этому отношусь. У меня нет мании величия, упаси господи! И по сути, я никогда не преувеличивал для себя значения «Бригады». Я спокойно к этой шумихе относился всегда. А сейчас – тем более.



Справка «НИ»

Алексей СИДОРОВ родился 22 августа 1968 года в городе Северодвинск Архангельской области. Закончил филологический факультет Петрозаводского университета по специальности «русский язык и литература». Выпускник Высших курсов сценаристов и режиссеров. Был режиссером монтажа на картине «Рыцарский роман». Первая же значительная работа в кино, в которой он выступил как автор сценария и режиссер, – сериал «Бригада» – принесла ему всенародную известность.

"