Рус
Eng
Посвящение мэтру

Посвящение мэтру

25 декабря 2014, 00:00
Культура
Светлана РУХЛЯ, Санкт-Петербург
В Музее петербургского авангарда проходит выставка «Посвящение Михаилу Матюшину», приуроченная к 80-летию со дня смерти основоположника органического направления в русском авангарде, художника, композитора, теоретика искусства. В экспозиции представлены работы современных художников, продолжающих в своем творчестве иде

Михаил Матюшин родился в Нижнем Новгороде. Его семья жила довольно скромно, но ограниченные средства не помешали, а возможно даже поспособствовали развитию многочисленных талантов и незаурядных способностей мальчика. В шесть лет Миша стал наигрывать на фортепиано популярные песни, в семь – без посторонней помощи выучился читать и писать. Постижение азов живописи началось с самостоятельного же воспроизведения икон, лубочных картинок, книжных и журнальных иллюстраций. А в девятилетнем возрасте мальчуган поразил окружающих, сумев изготовить скрипку и правильно ее настроить.

В конце 1880-х годов старший брат, зарабатывающий на жизнь портновским ремеслом, привез Михаила в Москву. Обучение по классу скрипки в Московской консерватории Матюшин совмещал с занятиями живописью и графикой, делая это, как и в детстве, самостоятельно: от поступления в Строгановское училище пришлось отказаться из-за необходимости подрабатывать уроками музыки и настройкой роялей.

Связанный с получением места скрипача в Придворном оркестре переезд в Петербург открыл перед юношей небывалые горизонты в приобщении к изобразительному искусству. По совету нового знакомого – художника Иосифа Крачковского Матюшин стал посещать Рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художеств (ОПХ), затем обучался в частной школе одного из основателей объединения «Мир искусства» Яна Ционглинского и в студии рисования и живописи ученицы Репина Елизаветы Званцевой.

Следующие годы ознаменовались активным участием в футуристическом движении, созданием общества художников «Союз молодежи», насыщенной преподавательской деятельностью и объединением учеников в группу «Зорвед» («Коллектив расширенного наблюдения»), выработкой основополагающих принципов органического направления, ориентированных на восприятие мира как целостной органической структуры, это были бесконечные поиски, открытия, эксперименты…

«Первые шаги в искусстве всегда трудны и тяжелы, – писал Михаил Васильевич в неизданной книге «Творческий путь художника». – Тот, кто видел Малевича с большой деревянной ложкой в петлице, Крученых с диванной подушечкой на шнуре через шею, Бурлюка с ожерельем на раскрашенном лице, Маяковского в желтой кофте, часто не подозревал, что это пощечина его вкусу. Его радость перешла бы в ярость, если бы он уразумел, что мы этим осмеивали пошлость мещанско-буржуазного быта».

…Выставка-посвящение – не формальная дань памяти большому художнику и смелому экспериментатору. Она – живое свидетельство того, что искания Матюшина не погребены в архивных завалах, а трансформируются во времени и выводят на арт-сцену его идейных внуков и правнуков, многие из которых уже стали мэтрами в глазах собственных учеников.

Экспозиция развернута в гостиной дома на Песочной улице. Она гармонична и «тиха». Пленительны и необыкновенны работы создателя художественного объединения «Форма+Цвет» и особенной «радужной вселенной» Геннадия Зубкова – «Натюрморт с гранатом» (1998) и «Перед заходом солнца» (2013). Им вторят «цветоносные», светящиеся произведения Ларисы Астрейн «Метапейзаж 1» (1992–1994) и «Композиция свободная геометрия цвета 2» (1995); задумчивые одуванчики Татьяны Туличевой («Одуванчики в Сиверской», 2012–2013); застывшие в вечности камни Анатолия Васильева («Камень – I» и «Камень – II»)…

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter