Posted 23 декабря 2007,, 21:00

Published 23 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:11

Updated 8 марта, 08:11

Укротить кинозверя

Укротить кинозверя

23 декабря 2007, 21:00
Сразу после Нового года в России стартует своеобразный «сезон кинонаград». На 21 января назначено вручение премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон». За ним – церемония «Золотого орла». А в марте пройдет церемония «Ника». Каждая из этих трех премий отстаивает свою идеологию в отечественном кино. У «Слона» ареал обит

Конечно, при такой премиальной сегрегации возможны совпадения вроде того, что случилось в прошлом году с «Островом». Это чудокинотворение по причине своей запрограммированной православности отхватило шесть «Золотых орлов», а по причине своей нежданной народности – пять «Ник», но тут уж ничего не поделаешь. Главное – чтобы у каждой был свой принцип.

Поскольку критики, в отличие от других кинематографистов, не скрывают своих предпочтений, проще всего обозначить будущих фаворитов «Белого слона».

1. Сокуровская «Александра», единственный недостаток которой в том, что выражение «фильм «Александра» Александра Сокурова» способно сломать русский язык.

2. «Изгнание» Андрея Звягинцева, где при всех недочетах чувствуется режиссура мирового уровня, что и обеспечило фильму попадание в каннский конкурс.

3. «Груз 200» Алексея Балабанова, вызвавший небывалый раскол в критической среде, причем по сугубо эстетическим, а не политическим соображениям, как может показаться на поверхностный взгляд. Грубо говоря, одни считают, что Балабанов создал до ужаса примитивную модель российского ада, другие же уверены в том, что только так этот ад и следует представлять на экране.

4. «Простые вещи» Алексея Попогребского, которые по причине своей простоты должны были бы остаться за пределами критического рассмотрения, но попадают в эти пределы, поскольку такого нормального кино и такого нормального героя у нас давно не было, а были, кажется, сплошь олигархи да отморозки.

5. «Два в одном» обожаемой всем критическим цехом Киры Муратовой, хотя провокационность этого произведения, пожалуй, зашкаливает за тот порог, где некритическое восхищение переходит в критическое недоумение.

6. «Железная дорога» Алексея Федорченко, где метафоричность, метафизичность и мифологичность порой тонут в паровозном дыму.

7. «Ничего личного» Ларисы Садиловой, где эстетически убедительно доказывается, что все женские несчастья – от мужчин.

Нетрудно предвидеть и дебюты, которые обратят на себя благосклонное внимание священного критического животного: «Кремень» Алексея Мизгирева с героем-гомункулусом, «Отрыв» Александра Миндадзе с его сбивающим с толку отрывистым киноязыком и «Ласточки прилетели» Аслана Галазова – то ли исповедь, то ли проповедь интеллигентного торчка с Бодлером в одной руке и шприцем в другой.

Перейдем к «Золотому орлу». Мало кто сомневается, что главным претендентом здесь будет фильм Никиты Михалкова «12». Во-первых, вся премия, как нынче говорят, «заточена» под Михалкова и его студию «ТРИТЭ». Во-вторых, актерские бенефисы «12» один другого лучше – давай приз за мужскую роль второго плана любому, не ошибешься с вероятностью 11/12. В-третьих, «нашенский» гуманистический пафос налицо (лучше вечная тюрьма, чем верная смерть, говорит герой Никиты Сергеевича). В-четвертых, с православным уклоном полный порядок (целуемая иконка в конце). В-пятых, государственность просто незыблемая: Чечня, согласно фильму, – приемное дитя России. А то, что присяжные вместе с автором вовсе забыли про презумпцию невиновности – так зачем самодержавному государству эта буржуазная выдумка?

Второй фильм, на который должен обратить внимание зоркий орлиный глаз, – «1612» Владимира Хотиненко. Тут тоже полный букет – православие в образе ясновидящего старца и посрамленного папского нунция, государственность (побитие и изгнание польских оккупантов с земли русской) и народность в виде холопа Андрейки, который едва не дорастает до государя всея Руси.

Третий «Орел» – «Монгол» Сергея Бодрова. Хотя Чингисхан был исторический враг России – а какую самодержаву построил… Четвертый – «Волкодав из рода Серых Псов». Тут и говорить нечего – фантастически пахнет национальным духом. Пятый – «Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой. Православный священник в фильме имеется, государственность наличествует (усыновление мальчика – вклад в улучшение демографической ситуации в стране) и к тому же картина находится под покровительством святого Георгия – получила главный приз Московского кинофестиваля, родственного «Орлу» по михалковской линии.

Вниманию премии также рекомендуется «07 меняет курс» Владимира Потапова. Курс государственный, правый и славный, патриотизма – в избытке. Идиотизма, правда, тоже в избытке, но чтоб патриотом быть, кому ума недоставало? Вопрос на засыпку: сумеет ли «Золотой орел» пролететь мимо «Джоконды на асфальте», созданной президентом академии «Золотой орел» Владимиром Наумовым?

«Ника» – дама крылатая, но в греческом мраморном оригинале безголовая, что ее не портит, как не портят Венеру Милосскую отбитые руки. Из фильмов, что уже названы, ей ближе других «Изгнание», «Александра» и «Простые вещи». Из тех, что не отнесены к удельным территориям «Белого слона» и «Золотого орла», «Нике» вполне подходит «Русская игра» Павла Чухрая с ее неоднозначностью – с одной стороны, русские жулики лучшие в мире, а с другой, русские – жулики.

Наконец, проблем с лучшими актерскими работами в грядущем премиальном сезоне не предвидится. Весьма вероятно, что, помимо актеров из «12», везде будут номинированы Глеб Пускепалис и Леонид Броневой («Простые вещи»). Трудно обойти хет-трик Сергея Маковецкого в «12», «Искушении» и «Душке», но лучшая в этой тройке роль – увы, в иностранном фильме. Очень весом Константин Лавроненко в «Изгнании», тем паче с каннским призом за плечами. Замечательны Федор Бондарчук в «Тисках» и Александр Абдулов в «Веселых похоронах». Ряд интересных женских работ не столь велик, но есть Галина Вишневская в «Александре», Маша Шалаева в «Русалке», Ксения Кутепова в «Путешествии с домашними животными» и Полина Кутепова в «Отце». Так что есть из чего выбирать.

"