Рус
Eng
«Волна» без Валерии

«Волна» без Валерии

24 июля 2014, 00:00
Культура
Открытие XIII международного конкурса молодых исполнителей «Новая волна – 2014» сопровождалось международным скандалом. Буквально накануне министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевич официально внес в «черный список» невъездных трех российских музыкантов. Олег Газманов, Иосиф Кобзон и певица Валерия (на фото), котор

Международный конкурс молодых исполнителей «Новая волна» в Юрмале выглядит так. В конкурсные дни молодых исполнителей со всего мира «разогревают» мэтры постсоветской эстрады с какими-нибудь специальными программами. Как правило, «специальность» сводится к тому, что все поют песни друг друга. Пару лет назад в Юрмале устроили «день премьер», будто вспомнив времена «Утренней почты», когда песня становилась хитом буквально после одного эфира. Затея провалилась. Во-первых, большинство «премьер» оказались уже известными радиослушателям и интернет-пользователям, а во-вторых, потребность в новых хитах у аудитории гораздо меньше, чем в бесконечных кавер-версиях давно знакомых композиций.

Интересно, что еще совсем недавно мэтры на «Новой волне» выступали под фонограмму, а молодежь вживую – выглядело это так, будто возможность открывать рот под пленку нужно заслужить многолетним трудом. Потом организаторы заметили этот казус и попросили звезд тоже петь по-настоящему. Что касается молодежи, то ее конкурсные старания почти никак не отражались на дальнейшем продвижении в большой шоу-бизнес.

Если первые конкурсы все-таки открывали какие-то имена, то победителей последних «Юрмал» мало кто помнит. И это связано не столько с их неубедительным уровнем, сколько с сегодняшними особенностями восприятия информации: событие и его участников забывают почти сразу после того, как оно уходит из эфира.

В этом году все должно было быть так же, однако в ситуацию вмешался министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич, буквально накануне конкурса запретивший въезд в страну Иосифу Кобзону, Олегу Газманову и певице Валерии, которая к тому же должна была заседать в жюри. «Новая волна» получила благодаря этому огромную рекламу. Все «отказники» выступили с гневными заявлениями, переходящими в ругательства в адрес дипломата, который-де «пиарится перед выборами». К ним подключился российский МИД, пригрозивший «адекватным ответом» (интересно, как он будет выглядеть: Раймонда Паулса запретят или опять шпроты?). Целый день сыпались предложения от губернаторов и депутатов немедленно перенести «Новую волну» в Ялту, Сочи или куда-нибудь еще (в день открытия эти идеи выглядели особенно разумно). Глава фестиваля Игорь Крутой в конце концов дал примирительное интервью, пожурив для порядка латвийское внешнеполитическое ведомство, но заверив, что вопрос о переносе конкурса встанет только в случае, если всем российским звездам закроют въезд. И «Новая волна» пошла своим чередом, потому что шоу должно продолжаться.

«Отказникам» лучше не смотреть конкурс по телевизору, потому что о них перестали вспоминать сразу после открытия фестиваля. «Новая волна» стала для них «корпоративом, на который их не позвали» – но это же не повод остальным отказываться от веселья. Таков принцип индустрии развлечений.

Между тем ситуация с «черным списком» стала продолжением истории с запретами проведения на территории России концертов ряда украинских исполнителей, в частности «Океана Эльзы». Эти запреты были неофициальными, срывы гастролей объяснялись в основном техническими причинами, а Эдгар Ринкевич обосновал свое решение прямым текстом: упомянутые звезды агрессивно поддерживали присоединение Крыма (напомним, что у Евросоюза противоположные взгляды на территориальную целостность России и Украины) и отличились антиукраинскими высказываниями.

Кстати, если «меряться цитатами», выяснится, что Святослав Вакарчук, будучи несомненным «певцом Майдана», нигде не позволял себе публичных антироссийских высказываний, а вот наши наговорили много лишнего. Как бы то ни было, «война культурных запретов» выглядит совершенно отвратительно. Решать, куда ему ехать и где его ждет зритель, всегда должен в первую очередь сам артист. Если зритель его действительно ждет и готов платить за билеты, даже невзирая на какие-то взгляды музыканта, ставить между ними искусственные препоны глупо и безнравственно.

В то же время нельзя не изумиться удивительной недальновидности наших поп-звезд, которые теперь заявляют, что «искусство должно быть вне политики». Если вне политики, то стоило ли им сначала так отчаянно демонстрировать свой патриотизм, а потом постить в «Твиттер» фоточки своих традиционных летних путешествий по Европе? Это ж как в анекдоте про трусы и про крестик. Крым ваш? Откажитесь от недвижимости в Италии. Европа бездуховна? Тогда не надо снимать там клипы. Большинство российских поп-артистов, надо признать, не проводят отпуск на родине и явно относятся к числу тех цивилизованных россиян, которые не радуются гипотетической международной изоляции страны. Однако внутри России законы цивилизованного общества сейчас действуют, гм, избирательно. Например, женщин бить вроде бы нельзя, но если дама оппозиционерка, а ты «патриот», то никакой суд тебе не страшен. В такой атмосфере немудрено, что творческие люди срываются на избыточную демонстрацию лояльности и забывают, что их тирады могут прочитать и на «внешнем рынке». И какая-нибудь маленькая вредная Латвия, в которой проводятся выборы, где победитель не известен заранее, сочтет эти высказывания слишком дикими для цивилизованного мира и закроет Шенген, а вместе с ним доступ к уютным европейским гнездышкам.

Пока я писал эту колонку, пришло известие о том, что актриса Чулпан Хаматова купила под Ригой землю и строит там коттедж. Когда построит, будет ездить на «дальнюю дачу» к соснам и дюнам. И это нормально и правильно, потому что «железный занавес» давно проржавел и восстановлению не подлежит.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter