Posted 23 мая 2011,, 20:00

Published 23 мая 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:21

Updated 8 марта, 06:21

Тирания и гламур

Тирания и гламур

23 мая 2011, 20:00
Балетным концертом с участием артистов Большого театра в Перми завершился международный фестиваль искусств «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж». Это был пятый по счету мультикультурный проект, включающий оперы, балеты, выставки и концерты. Как и в прежние годы, среди них была пара-тройка мировых премьер.

Фестиваль возник потому, что в Перми родился Сергей Дягилев, знаменитый культуртрегер, в начале XX века прославивший русское искусство в Европе. Понятно, что, когда закончилась советская власть и началась перестройка с ее свободой инициатив, город не смог пройти мимо заслуг знаменитого земляка. Екатеринбургский искусствовед, профессор Уральского университета Сергей Голынец много лет назад придумал «Дягилевские чтения» – международный научный симпозиум. Вокруг него со временем вырос фестиваль искусств «Дягилевские сезоны», выпестованный Георгием Исаакяном, худруком краевого оперного театра. С тех пор так и повелось: днем в «Доме Дягилева» (сохранившаяся до наших дней резиденция семьи Сергея Павловича, в которой находятся его мемориальный центр и городская гимназия) собираются профессора гуманитарных наук, чтобы прочесть ученые доклады. А вечером «весь город» посещает разнообразные культурные площадки – от оперного театра до городской картинной галереи, от музея современного искусства PERMM до Органного зала.

На открытии фестиваля тон задавал балет, что неудивительно: именно балетом Дягилев покорил европейскую публику. Опус Прокофьева – Баланчина «Блудный сын», поставленный в труппе Дягилева в 1929 году, станцевал балет Мариинского театра. Так было отработано слово «Петербург» в заголовке фестиваля. За слово «Париж» в том же названии отвечал дуэт звезд балета Парижской оперы. Матье Ганьо и Изабель Съяравола показали фрагмент спектакля «Дети райка», поставленного по одноименному легендарному кинофильму. Еще один балет, «Дафнис и Хлоя», сочинил глава пермской балетной труппы Алексей Мирошниченко. Это тоже оммаж Дягилеву, когда-то заказавшему одноименную партитуру композитору Равелю. Правда, хореограф по-своему слышит музыку: радикально переписав пасторальный сюжет, он закрутил мелодраму с видениями из жизни колониальной Франции в Северной Африке.

Фестивальный вечер с оперой назывался «Вспоминая «Фиделио». Речь идет о спектакле, в прошлом году поставленном британским режиссером Майклом Хантом на территории бывшего лагеря «Пермь-36». Теперь там музей, на территории которого певцы и оркестр оперного театра разыграли оперу Бетховена (ее действие происходит в тюрьме и посвящено борьбе с тиранией). Ныне Хант сделал полуконцертное исполнение «Фиделио» на сцене, сопровождаемое документальным фильмом о лагерной постановке. Причем обставил это жутковатыми подробностями: перед началом действия волонтеры в костюмах сталинских зэков колонной бегали вокруг театра под присмотром «охранников» с ружьями.

Опера «Отче наш (прощение)» тоже прошла в концертном исполнении. Постановщик Исаакян, любящий обращаться к редким или забытым названиям, вернул из небытия имя Георгия фон Альбрехта – русского немца, чуть не расстрелянного ЧК после революции и по горячим следам создавшего вещь об ужасах Гражданской войны и силе христианского милосердия. Скромные музыкальные достоинства партитуры не помешали развернуться качественному пермскому хору, а также оркестру театра под управлением Валерия Платонова, да и факт обращения театра к забытым вещам сам по себе не плох: среди них порой попадается что-то интересное. Платонов, кстати, устроил еще один оригинальный проект, объединив в концерте свой оркестр и немецкий ансамбль саксофонистов. А Исаакян, как худрук фестиваля, привлек к участию в нем театр «Киев модерн-балет», показавший свою версию «Щелкунчика», с пометкой «для взрослых». Публика успела также посетить открытие выставки московского художника Бориса Мессерера и поглазеть на черно-белые фотографии кутюрье Карла Лагерфельда, которому вздумалось представить тощих голых красоток с подиума в виде античных богов и богинь

Нынешний фестиваль, в который включили еще вечер одноактных спектаклей современных европейских хореографов (поставивших три балета в Пермском оперном театре), был не столь ярок, как предыдущий, да и художественной дерзости в нем поубавилось, хоть и с гламурным Лагерфельдом. Тому есть причина: смотр собирали в момент глобальных перемен в руководстве оперного театра, что неминуемо отвлекает от собственно эстетических процессов. «Дягилевские сезоны-2011» – последний проект в прежнем формате. Каким будет новый фестиваль, не знает никто, кроме Теодора Курентзиса: именно этот известный дирижер после прошлогоднего переезда Исаакяна в Москву возглавил Пермский театр оперы и балета. Известно лишь, что проект станет ежегодным и сменит имидж, причем фестивальная концепция каждый год окажется новой, а определять форму и содержание будут крупные деятели российской и мировой культуры. Есть и первый кандидат: разработать проект фестиваля 2012 года Курентзис попросил режиссера Анатолия Васильева.

"