Posted 23 апреля 2014,, 20:00

Published 23 апреля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:33

Updated 8 марта, 04:33

Взглядиз бездны

Взглядиз бездны

23 апреля 2014, 20:00
Ровно за неделю до мировой премьеры на знаменитом немецко-французском телеканале «Arte» в Москве показали первую серию 8-серийного документального проекта «14, орудия и слова. Повседневные записи». В Центре документального кино фильм представил Гуннар Дедье.

Возросший сегодня интерес к событиям Первой мировой войны, столетие которой мы «отмечаем» в текущем году, не остался вне поля зрения кинематографистов. «14, орудия и слова» – транснациональный продукт, не зафиксированный на какой-либо одной точке зрения, не представляющий однобокий взгляд на историю. В его полифоничности и есть главная ценность проекта. Перед нами дневниковые записи 14 разных людей, военных и гражданских, мужчин, женщин и подростков разных национальностей. Кем они были, как изменилась их повседневная жизнь в военное время, какими они видели врага?

47-летняя немецкая художница и 26-летний австрийский крестьянин, 14-летняя русская девочка, дочь казака, и играющий в солдатиков 10-летний бельгиец – все они герои невымышленной драмы. О которой повествуют в отрывочных, эмоциональных записях, на фоне которых зрителю напоминают и об убийстве эрцгерцога Франца Фердинанда, и об австро-венгерской мобилизации, и о «чуде на Марне», и об «августовской лихорадке», и о Восточно-Прусской операции. За историческими, стратегическими битвами и сражениями – живые люди. Люди, теряющие близких и кров. Первая серия проекта называется «Бездна». С каким невероятным милитаристским воодушевлением все начиналось, как уходили они на фронт… А оставшиеся пишут в дневниках: «Повальное бегство… Доброта, человечность – все забыто».

В докудраме, какой, по сути, является этот проект, авторы позволили себе игровые фрагменты, впрочем, не нарушающие общую канву. Все свидетельства и документы писали люди, не знающие, чем все закончится. Потому их нельзя упрекнуть в предвзятости или назвать приверженцами той или иной идеологии. Их «показания» правдивы и объективны. Вот похоронка в дом пришла на юношу бледного, «со взором горящим», а вот здесь окна заклеивают, взрывы гремят уже совсем близко. Вот десятилетний мальчик со своими игрушечными солдатиками под столом играет, а за столом сидят солдаты уже не игрушечные.

Самым сложным в работе с архивами, по словам продюсера фильма Гуннара Дедье, было «отсечь пропаганду». Консультировала проект большая группа историков, более 120 человек, в то время занимавшихся работой над энциклопедией по Первой мировой. «Обычно фильмы, посвященные далекой истории, смотрят люди старшего возраста. Я занимаюсь продюсированием документального кино 20 лет. И я захотел сделать картину для молодежи, для моей дочери, которой 17... Удивительно, но в подвале собственного дома я нашел около пяти тысяч диапозитивов по войне, которые мы с братом позже издали отдельным альбомом», – рассказывал Гуннар Дедье, родившийся, кстати, в ГДР. «14, орудия и слова» – задуман для того, чтобы напомнить о том, что мир – это не данность, которая есть и будет всегда, это то, что нужно беречь и хранить. И с врагами далеко не все однозначно.

73 архива использовано в работе из 21 страны. Конечно, и библиотека конгресса США, и наш Красногорский архив кинофотодокументов. Это колоссальный труд, интерес к которому после просмотренной первой серии только возрастает. По Первой мировой войне архивных изысканий не так-то много, их сохранилось гораздо меньше, чем по Второй мировой.

С бюджетом в 8 млн. евро, с опытом большой команды профессионалов иной раз получается такое документальное кино – тревожное, беспокоящее и живое. Возможно (переговоры сейчас ведутся), его покажут на одном из наших телеканалов.

А пока у нас попсовый и «попкорновый» интерес к тематике в отечестве развивают на продолжении лихой франшизы «Елки». Новая комедия данного цикла называется «Елки 1914» (она же «Елки 4»), и действие в отдельных новеллах и будет развиваться на фронтах Первой мировой… Касса рулит.

"