Posted 23 января 2011,, 21:00

Published 23 января 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:24

Updated 8 марта, 06:24

Орлы по краям

Орлы по краям

23 января 2011, 21:00
В отсутствие «Утомленных солнцем-2» основная борьба потеряла пикантность и развернулась между двумя фильмами, собравшими наибольшее число номинаций (8 и 7) – «Краем» Алексея Учителя и снятой на Крайнем Севере картиной Алексея Попогребского «Как я провел этим летом». В решающем туре выиграл Попогребский – лучший фильм,

Как известно, продолжение «Утомленных солнцем» попало в лонг-лист премии, но Никита Михалков счел необходимым отозвать свою работу под благовидным предлогом, что ее заключительная часть еще не была представлена публике. Академия «Золотого орла» с облегчением вздохнула: голосовать, ощущая на себе пристальный взор основателя и распорядителя премии, – занятие не из приятных. И распределила призы в соответствии с собственными представлениями о прекрасном и полезном, а также с собственным возрастом – выделила картину, в которой матерый полярный волк показывает полное превосходство над щенком, попавшим в экстремальные обстоятельства.

Было понятно, что «Кочегару» Алексея Балабанова и «Овсянкам» Алексея Федорченко, лидировавшим в номинационном листе премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон», на сей раз ничего не светит – эстетический радикализм этих картин (тоже «крайних», но в другом роде) никак не мог понравиться академикам «Золотого орла», да и смешно было бы, если бы орлы признали лучшими овсянок, а золотой блеск их оперения смешался с трупной копотью крематория, в котором работает балабановский истопник. Но совсем уж прокатить самый востребованный в мире российский фильм прошлого года было нельзя, и приз за лучшую мужскую роль второго плана достался «Овсянкам», то есть Виктору Сухорукову, замечательно сыгравшему роль отца рассказчика.

Остальные актерские награды унесли «краеведы» – главный мачо российского кино Владимир Машков и обе его напарницы – Аньорка Штрехель и Юлия Пересильд.

В результате двум «военно-патриотическим» картинам – «Кандагару» и «Брестской крепости», которым досталось много места в шорт-листе (номинационном списке) «Золотого орла», пришлось потесниться – вторая из них получила премии за лучший монтаж и лучший звук (что вполне естественно ввиду обилия боевых сцен и громкой стрельбы), а первая осталась без наград.

Лучшим зарубежным фильмом был признан абсолютный кассовый чемпион мира «Аватар» – как из-за своих объективных достоинств, так и потому, что с сочувствием показывает борьбу коренного инопланетного народа против американских оккупантов. По сходным причинам лучшей анимационной картиной академики «Золотого орла» назвали «Белку и Стрелку», рассказывающую о покорении космоса советскими собаками. А вот с «Веселым солдатом» Андрея Зайцева (лучший документальный фильм) вышла неувязка – ведь главным положительным героем этой картины стал фронтовик Виктор Астафьев, который вместо того, чтобы славить подвиг советского народа и его верховного главнокомандования, антипатриотически твердил, что путь от Москвы до Берлина наша армия прошагала по трупам своих солдат. Больше соответствовал идеологии «Орла» фильм приближенного к Михалкову документалиста Сергея Мирошниченко про художника-патриота Илью Глазунова, но Никита Сергеевич, как было сказано выше, ослабил бдительность, и орлята тут же дали сбой.

Почетный «Золотой орел» за вклад в мировой кинематограф был присужден знаменитой КК (дабы не писать СС, как пишут итальянцы) – Клаудии Кардинале. Это, по совести, нужно было сделать лет тридцать назад, но лучше поздно, чем никогда.

Чтобы окончательно подвести кинематографические итоги 2010 года остается дождаться «Ники».

"