Рус
Eng
Черно-белая живопись

Черно-белая живопись

22 декабря 2014, 00:00
Культура
НАТАЛЬЯ ТИМАШОВА, Мадрид
В столице Испании открылась выставка американского и английского фотографа Элвина Лэнгдона Коберна – пионера художественной фотографии начала XX столетия и непревзойденного мастера этого жанра. В Мадрид привезены наиболее значимые работы мастера, среди которых его знаменитая съемка Большого каньона в американском штате

Ретроспектива творчества Коберна, крупнейшая за последние годы из всех выставок, проходивших в Европе (в Мадриде представлено 180 фотографий), развернута в выставочных залах Фонда МАПФРЕ. Работы мэтра предоставили два американских музея – Метрополитен-музей и Музей современного искусства Нью-Йорка и два британских?– музей фотографии и кино «Дом Джорджа Истмена» из Рочестера и Национальный медиа-музей из Брэдфорда. По мнению специалистов, вклад Элвина Лэнгдона Коберна в развитие художественной фотографии в начале прошлого века очень значителен. Действительно, многие его фотографии больше напоминают картины в стиле реализма, символизма или абстракции, чем отпечатки на фотобумаге. Впрочем, в его наследии немало работ репортажного, «зарисовочного» жанра – когда Элвин Коберн снимал индустриальные окраины Лондона, английские портовые доки и заводские трубы, скверы, парки и авеню Нью-Йорка, небоскребы Большого яблока. Чего стоят знаменитые серии фотографий мастера, сделанных на зимнем водопаде Ниагара и в Гранд каньоне – глядя на снимки, поражаешься, что сделаны они сто лет назад (в 1911–1912 гг.) без всевозможных современных приспособлений. Как хватило смелости на эти уникальные панорамные кадры, которые сегодня делаются только с помощью вертолетной съемки? А его абстрактные фотографии?– как будто объемные – появились почти на сто лет раньше, чем 3D-технологии.

Будущий непревзойденный мастер фотоискусства начал снимать в 8 лет, а его первая выставка прошла, когда ему исполнилось 15, в это же время его первые работы появились в газетах. Элвин Лэнгдон Коберн много путешествовал по США, Канаде и по Европе (особенно по Великобритании, не случайно его считают не только американским, но и английским фотохудожником), увлекался разными стилями и направлениями – от реализма, пейзажной съемки и портретов до пикториализма. Коберн был одним из ярких представителей этого течения в американском и европейском фотоискусстве конца XIX – начала XX в., подчеркивавшего в фотографии черты, сближавшие ее с живописью и графикой той эпохи – импрессионизмом, символизмом, арт-нуво, живописью прерафаэлитов. Для достижения «живописного» эффекта фотографы использовали особые техники съемки и печати – например, фильтры, обработку позитива бихроматами, солями серебра. Именно Коберна считают одним из новаторов в применении этих техник.

Элвин Лэнгдон Коберн. «Гранд каньон»
Фото: музей фотографии и кино «Дом Джорджа Истмена»

Большой интерес и ценность представляет серия портретов знаменитых людей, современниками которых был Элвин Коберн. Он снимал гениев в обычной обстановке (что называется, в жизни), за работой, за мыслями-раздумьями или в творческом порыве. Художники Огюст Роден и Генри Матисс, фотограф Альфред Стиглиц (первооткрыватель таланта Коберна), писатели Марк Твен, Анри Джеймс и Бернард Шоу. Бородатый Шоу предстает в позе мыслителя и совершенно голый: обнаженное мускулистое и подтянутое тело уже немолодого писателя камера запечатлела в профиль. На одних портретах писатели, ученые, музыканты и художники изображены во весь рост, на других – взят только крупный план лица – одухотворенного, задумчивого, улыбающегося или, наоборот, строгого. На одном из таких портретов – наш композитор Игорь Стравинский. В Мадрид привезены и автопортреты фотографа – совсем молодого и уже зрелого, опытного мастера.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter