Posted 20 декабря 2004,, 21:00
Published 20 декабря 2004,, 21:00
Modified 8 марта, 09:36
Updated 8 марта, 09:36
На проходившей летом в Историческом музее масштабной выставке «Москва–Берлин: 1950–2000» совсем не было архитектуры. Ее организаторы сравнивали две послевоенные державы только в плане изобразительного искусства. Однако, как известно, ничто так не говорит о сходстве или различии двух стран, как облик их городов. Команда российских и немецких кураторов (среди них критики, архитекторы и историки) решила восполнить пробел.
Восемь лет назад в Пушкинском музее сравнивали довоенные Москву и Берлин, и тогда точкой пересечения оказалась имперская архитектура (сталинская и гитлеровская). Теперь же самой горячей темой оказались метаморфозы, происходившие в двух столицах в эпоху перестройки.
Скажем сразу, сравнение современного Берлина с современной Москвой не в нашу пользу. Команда молодых экспертов, которая делала российскую часть выставки, даже не пыталась скрыть (или заретушировать) этот явный факт. За какие-то десять лет после сноса стены Берлин превратился в мировую столицу самой модной архитектуры с оригинальным планом застройки. В то же самое время Москва скатилась к купеческим особнякам, нелепым памятникам и под видом реставрации фактически уничтожила весь центр.
Конечно, у нас было много общего – типовая застройка 60–70-х, с которой непонятно, что делать, монструозные проспекты и идеологические монументы. Все это ярко продемонстрировано при сопоставлении снимков разных зданий в двух мегаполисах. Каждый из городов, оттолкнувшись от социалистической уравниловки, пошел своей дорогой. Как метко заметил один из кураторов выставки, и Берлин, и Москва в последнее десятилетие пережили юношеский возраст. В этом возрасте свойственны метания из стороны в сторону, споры и раздоры (в немецкой прессе берлинские архитекторы посыпали друг друга самыми отборными оскорблениями), поиск собственного стиля.
Юношеский возраст хорош еще и тем, что он – самое время учебы. Берлин в этом плане оказался более благодарным учеником – открытым и не боящимся экспериментов. Градостроительный план Берлина предполагал абсолютную свободу архитекторов в рамках отведенных мест и районов (притом были установлены определенные критерии высотности или величины зданий). В Москве же вмешательство властей происходило на уровне отдельных построек, а не городского ансамбля. Никто не понимал, где и что надо строить. В итоге мы имеем абсурдный городской план и выпирающие новостройки в новорусском стиле.
Впрочем, организаторы выставки полны оптимизма. Юношеский период, заявляют они, уже пройден, и лет через десять Москва, наконец, поймет, что архитектура – это не строительство. И город измеряется не только миллионами квадратных метров жилых и офисных площадей, но и тем, будут ли лет через десять на эти площади смотреть с восхищением или со стыдом.
Проект одинокого человека