Posted 20 июня 2011,, 20:00
Published 20 июня 2011,, 20:00
Modified 8 марта, 06:21
Updated 8 марта, 06:21
– Роберт Бабкенович, в этом году в рамках конкурса Хачатуряна впервые проводится композиторский конкурс…
– Сейчас, когда процветает массовая культура и серьезная музыка в каком-то смысле оказалась в тупике, я так загорелся идеей провести композиторский конкурс. Я был очень рад, что есть возможность под эгидой великого Арама Хачатуряна возобновить диалог музыкантов вокруг вопросов композиции. И я увидел очень хорошие заявки. Одиннадцать серьезных партитур, которые говорят о том, что, к счастью, эти молодые ребята не поддались массовому движению и продолжают верить в то, что серьезное композиторское творчество займет свое достойное место и будет исполняться.
– Значит, вас порадовал уровень поданных работ?
– Мне как председателю Союза композиторов понравилось, что была возможность поговорить о творческих особенностях, о стилистике нового поколения. Среди этих партитур я увидел очень смелые работы, которые говорят об ультрановом направлении музыкального творчества.
– Были ли заранее определены жанровые критерии?
– К сожалению, нет. В этом году была предпринята только попытка понять, насколько это заинтересует людей. Но одиннадцать произведений на композиторском конкурсе – это серьезная заявка. И даже не зная, кто есть кто (произведения присылались на конкурс анонимно. – «НИ»), я чувствовал очень большую «географию» участников. В основном присланы симфонии, симфонические поэмы… Без преувеличения можно сказать, что получился серьезный конкурс. К сожалению, в полном составе жюри удалось собраться только накануне финала. Хотелось закончить раньше и выдвинуть победившие произведения на исполнение на закрытии конкурса, но мы решили поступить иначе: в течение года исполнить победившие сочинения и записать их во время концерта, чтобы автор имел на диске свое исполненное сочинение. У нас есть достаточно техники, которая может обеспечить качественную запись во время живого исполнения.
– Часто ли проводятся подобные конкурсы в других странах?
– В последнее время происходило какое-то уединение от мировых процессов. Но сейчас появляется стремление к общению. Человек долго не может находиться в комнате с закрытыми окнами. Приходит время, когда он обязательно откроет окно. Сколько можно в родных пенатах замыкать свою жизнь?
– После распада Советского Союза все замкнулись на себе…
– На какое-то время люди и страны приходят к себе для того, чтобы осознать, кто они есть, что они из себя представляют, а потом… Как можно ответить на вопрос, что есть жизнь? Я предлагаю такую модель: жизнь – это дорога от одного человека к другому человеку. И все зависит от того, как много мы с обоих концов в нее вкладываем. Если мы что-то вкладываем, то дорога наполняется событиями. И события этого музыкального форума еще раз меня убедили в этом. Я понял, что люди очень нуждаются друг в друге. Волна подчеркивания собственной значимости уже прошла. Выяснилось, что человеку решать проблемы гораздо легче, если он не один. Тем более что музыка и вообще творчество не могут замкнуться в пределах национальных границ. Географические границы любой страны проходят через множество рек и гор, но границы ее культуры гораздо шире.