Posted 19 декабря 2019,, 18:58

Published 19 декабря 2019,, 18:58

Modified 7 марта, 15:26

Updated 7 марта, 15:26

Рейтинги лучших фильмов 21 века составляют все кому не лень

Рейтинги лучших фильмов 21 века составляют все кому не лень

19 декабря 2019, 18:58
Поближе к Новому году кинокритики взялись за рейтинги: я иногда почитываю, скажем, рейтинги Гарварда (200 лучших фильмов всех времен и народов, где, скажем, Бергмана по минимуму), а также рейтинги всяких разных журналов, претендующих на интеллектуальность; ну и рейтинги российских, украинских, болгарских и прочих ...

Диляра Тасбулатова

И, сразу скажу, просто диву даюсь: почти во всех присутствует «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэнов, не самый удачный их фильм; «Безумный Макс», чушь, извините, собачья; часто попадается «Древо жизни» Теренса Малика, патетика на ровном месте пополам с дешевой эзотерикой; полно каких-то «молодежных» комедий и иже с ними; много чистой коммерции, Голливуда в его не лучшей ипостаси и так далее.

Слава Богу, почти все отмечают «Однажды в Голливуде», но, заметьте, ни разу (я, впрочем, не все списки смотрела – да это и неважно, тут кто во что горазд, их слишком много) – ни разу не упомянули «Джанго» того же Тарантино, или его же «Омерзительную восьмерку», картины выдающиеся, парадоксальные, выражающие дух Америки так, как когда-то это умели Коэны.

Вирасетакул, правда, встречается: да и то, думаю, из-за золота Канн (в 2010-м наградили его «Дядюшку Бунми») - если бы не приз, то этого фильма, абсолютно выдающегося, просто не заметили бы. Как не заметили его же шедевр «Кладбище великолепия», авангардную картину – хотя бы по части головокружительного сюжета, в здравом (то есть обыденном, дюжинном) уме такое не придумаешь.

Как человеку с российской пропиской, мне, конечно, лестно, что в списки (не во все, правда, во всех красуется этот Макс, который безумен) попал «Левиафан»: но помилуйте, где тогда румыны с их великой школой, где Зайдль, Остлунд, Ханеке и, наконец, Триер? Где, извините, Альмодовар?

Скажем, «Нимфоманку» я ни в одном списке не узрела – очевидно, критики решили, что это порно. Ни разу не прозвучало и имя Зайдля: мало того, что никто не упомянул его великую трилогию «Рай. Любовь», «Рай. Вера» и «Рай. Надежда», но и другой его, более радикальный опыт, фильм «В подвале» тоже сочли за порно и вуайеризм.

В списках нет ни Мендосы (помимо всего прочего, у него есть гениальная картина «Чрево твое»), ни, между прочим, Сигарева: а ведь «Жить» - абсолютный шедевр, возвращение жанра трагедии на экран, жанра невероятно сложного.

Кое-что, разумеется, в списки попало – например, «Меланхолия» Триера, великий фильм, но зато «Догвиля» как ни бывало. А ведь это новаторская картина, так никто в мире никогда не снимал.

Перечислять можно долго - десятки картин во сто крат лучших, чем названные, в списки не попало; и здесь можно было бы возразить, что, дескать, у каждого свой вкус. Свой-то свой, кто бы спорил, но критик ведь не просто зритель со своей банкой попкорна и персональной загогулиной в голове, а выразитель тенденций, трендов, даже, скажем так, моды. Кроме того, он, по идее, должен выражать не только свое мнение, а просто обязан «по долгу службы» определять и фиксировать тенденции и отвечать, как раньше говорили, «по всей строгости» не только за себя, но и за свой цех. Иначе какой это критик, если история кино, что творится прямо на его глазах, существует для него номинально, в сомнительных критериях нравится-не нравится, спи моя красавица.

Как иные говорили о «Грузе 200» - типа «не мой» фильм. Да какое нам дело, твой не твой, мой не мой: это явление, важнейшее для начала века, определяющее тенденции на будущее – а «боитесь» вы этой картины или спите на ней, нас не касается.

Кстати, не упомянуты «Счастье мое» и более поздняя «Кроткая» Сергея Лозницы, фильмы экспериментаторские, мощные порой до степени эпоса.

Ну и так далее, долго перечислять: в списке могли бы появиться и грузинские картины, и российские, и украинские: скажем «Племя» Слабошпицкого.

А болгарские? «Слава», например. Или венгерский «Тело и душа», по части изобретательности не уступающий Вирасетакулу.

Но, как говорилось выше, в списках лучших красуется этот Макс, занудные поучения Малика и, предположим, «Кэрол» с Кейт Бланшетт в главной роли, притом что блестящая картина Вуди Аллена «Жасмин» с той же Бланшетт осталась незамеченной. «Кэрол» и драматургически не тянет, зато тема модная, нетрадиционная любовь-морковь, лесби-драма.

Забыли составители реестра хорошего, по их мнению, вкуса, и японцев с корейцами: где Ли Чан Дон или Ямада? Не упомянули и финна Кауримяски, да и Китай с его мощнейшим потенциалом забыли, где один Ца Чжанке чего стоит.

В общем, молодцы. Мои поздравления. Не кино, как любят говорить, в кризисе, в кризисе киномысль.

Которая в этих рейтингах ночует очень редко, по большим, наверно, праздникам, когда Тарантино выдаст на-гора. Это как Новый год или 8 марта – не дадут не заметить.

"