Posted 18 декабря 2013,, 20:00

Published 18 декабря 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:38

Updated 8 марта, 04:38

Главное – не таять

Главное – не таять

18 декабря 2013, 20:00
Выставка «Лаборатория льда» притворяется научным проектом – художники соединились с исследователями, чтобы громогласно заявить о ледниковом бедствии. Речь идет не только о глобальном потеплении, но вообще об утрате ценности льда, о его уничтожении. Оно и понятно: лед не только причина аварий и переломов, он еще мешает

Всех подходящих к галерее Laboratoria во дворе встречает палатка, установленная немецкой художницей Агнес Майер-Брандис. Это имитация полевой станции на леднике, внутри которой – зонд для исследования ледовых глубин (скважина глубиной в 100 метров). Любой желающий может тянуть за веревку и наблюдать на экране за перемещением подземной камеры. Тонкость только в том, что телевизор демонстрирует не реальные земные или ледяные пласты, а видео, записанное художницей. Неожиданно на глубинах выскакивают человечки, появляются влюбленные пары и происходит своя вполне земная жизнь. Вот так и весь проект «Лаборатория льда»: начинается с научных деклараций и экологических манифестов, а заканчивается песнями в прямом смысле слова (инсталляция звукового художника ::vtol:: – он превращает в звуки простое таяние льда).

Со всей гражданской ответственностью к проблеме заповедников льда (прежде всего Арктики) подошли Ольга Киселева и Леонид Тишков (на фото). Первая представила карту ледников как набор логотипов компаний, претендующих на свободные территории. К слову, на выставке имеется еще и сертификат почти на три десятка евро – оказывается, так можно оплатить ваш личный выброс углекислого газа (он особенно разрушает ледяной покров), а дальше спать спокойно.

Леонид Тишков, обычно рассказывающий романтические истории о «личной Луне» и водолазах, на этот раз разразился графической серией об арктических ужасах. Тут и уничтожение китов, и разрушение экосистемы нефтяными вышками и ледоколами. Короче говоря, гибель невинного края. Нужно сказать, Леонид, совершивший путешествие на Шпицберген, уже имел возможность продемонстрировать свое отношение к происходящему: он показательно снял свои работы с выставки в Вене.

Фото: С САЙТА МУЗЕЯ

Впрочем, основной мотив выставки – не протестный, а идиллически-завлекательный. Так, бывалый мореход и любимец всех смотров и биеннале, связанных с водой, Александр Пономарев выступает с инициативой создать в Мировом океане эдакие плавучие объекты-музеи. Видимо, чтобы айсбергам и морским дальнобойщикам скучно не было. Пономаревскую инсталляцию предваряет стеклянная скульптура, которая обыгрывает так называемый «черный лед» (совершенно уникальное и крайне опасное явление природы). Неподалеку сияют голограммы ледовых кристаллов. Наконец, японец Широ Такатани со всей восточной созерцательностью изучает ледовый брусок, поднятый с глубины более 2500 метров. Этот брус, как выясняется, хранит «память» о Земле за 700 тыс. лет (вся информация распознается по пузырькам и трещинам, полученным в результате климатических колебаний). Человечество уже научилось производить искусственный лед (точно так же, как ГМО), но этот дымящийся суррогат, само собой, ни о чем не говорит и ничего не хранит в отличие от натурального.

"