Posted 18 октября 2009,, 20:00

Published 18 октября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 02:24

Updated 8 марта, 02:24

Не ищите женщину

Не ищите женщину

18 октября 2009, 20:00
На сцене Московского международного дома музыки выступил мужской балет Валерия Михайловского из Петербурга. Коллектив, состоящий исключительно из танцовщиков, исполняет не только мужские, но и женские балетные партии. В столицу питерцы привезли дивертисмент из фрагментов классических спектаклей и премьеру – одноактный

Основатель труппы Валерий Михайловский когда-то солировал в балете Бориса Эйфмана, где запомнился нешуточным артистизмом. Потом создал мужской балет, взявшийся и за женские роли. Впрочем, в новом проекте коллектива – «Рабочий день» – никакой травестии нет. И балетом это назвать трудно. Скорее эстрадным обозрением или сборным шоу. Хореограф Андрей Иванов соорудил пеструю музыкальную нарезку, чтобы нанизать на нехитрую сюжетную основу (рабочий день некоей труппы, занятой подготовкой некоего спектакля) всевозможные приплясы, от танго и диско до чечетки и классики.

Второе отделение вечера посвятили дивертисменту под названием «Лунная классика». Здесь, во фрагментах из классических балетов, правят бал мужчины, одетые, загримированные и танцующие под женщин. В отличие от заграничного конкурента, труппы «Трокадеро», наши мужчины не пародируют приемы прима-балерин открыто, с нажимом, но стараются найти баланс между копированием оригинала и насмешками над ним же.

Подзаголовок гастрольного зрелища – «И в шутку и всерьез» – после просмотра захотелось поменять на «То ли в шутку, то ли всерьез». Все исполнители стараются, и это нельзя не оценить: пуантный танец мужчин, а тем более вращения на пальцах – это с точки зрения телесной физики почти подвиг. В какие-то моменты старания успешны. В дуэте из «Шехеразады» пуантов нет, зато есть парочка ориентальных любовников – сексапильный раб и пустившаяся во все тяжкие краса гарема, которые с уместным наигрышем разыгрывают мизансцены запретной страсти. А в па-де-труа Океана и жемчужин из «Конька-Горбунка» оживление в зале возникает по факту появления крошечного Океана, лавирующего между огромными, мускулистыми и занятыми самолюбованием жемчужин. Лучше всего был умирающий Лебедь в исполнении Михайловского: он вышел не в женской балетной «пачке», а в белых шароварах, радуя собственным прочтением: Лебедь тут не борец с обстоятельствами, как, например, у Плисецкой, а эстет, получающий своеобразный декадентский «кайф» от собственной гибели.

Но вот на сцене четыре красотки с оживших фресок из того же «Горбунка». Мы видим серьезные и скучноватые потуги исполнителей, которые не научились отстраняться от взятого ими балетного объекта. Получается нечто странное, как, например, в дуэте «Видение розы». Там по сюжету дама, вернувшаяся с бала, нюхает цветок и вспоминает бальные радости, а аромат розы – юноша в трико – вьется вокруг женщины и так и сяк. Дама (Валерий Михайловский) была очаровательно точна в деталях. У этой высоченной и худой «дебютантки» небрежно-томные жесты рук, роняющих розу в эротической грезе, картинно запрокинутая голова в капоре, вытянутые трубочкой губы и усиленно работающий длинный нос, который, кажется, хочет выцедить из цветка запах до последнего миллиграмма. Но сам «цветок», не особенно сильный в технике, был занят одним – как бы благополучно допрыгать до конца номера.

Раньше на выступлениях труппы в зале смеялись. На этот раз зрители сидели подозрительно тихо. Пора определяться, господа «балерины»: вы все-таки пародисты, пусть и многозначные, или просто хотите танец переодетых мужчин подать как женский? Но с профессионального женского классического танца спрос, извините, иной. Не тот, что с мужской пародии. В женском танце нужно – для начала – выпрямлять колени, выворачивать бедра и вытягивать стопы. И танцевать по правилам все равно не получится. Матушка-природа помешает.

"