Posted 17 декабря 2014,, 21:00

Published 17 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:06

Updated 8 марта, 04:06

Одри Тоту и Ванесса Паради затянут пояса

Одри Тоту и Ванесса Паради затянут пояса

17 декабря 2014, 21:00
С 1 января 2015 года вступают в силу новые правила финансирования государством французского кино. Гонорарный фонд картины не должен превышать 5% от ее полной сметы. Французские звезды могут последовать примеру Жерара Депардье и покинуть родину.
Сюжет
Деньги

Самым субсидируемым кинематографом если не на всей планете, то в Европе уж точно является французский. Ежегодно регулирующая организация – Национальный кинематографический центр (CNC) выделяет на съемки фильмов свыше 700 млн. евро. Лишь с прошлого года эта сумма начала медленно снижаться и составила в 2013 году 688 млн. евро.

В Вашингтоне справедливо считают, что французские фильмы благодаря государственному субсидированию обладают преимуществом и что это негативно сказывается на справедливой и честной конкуренции. Однако в Париже свой кинематограф считают чем-то вроде «священной коровы» и даже не хотят разговаривать на эту тему. Так, перед началом переговоров о подписании торгового соглашения между США и ЕС французская делегация в ультимативной форме настояла на том, чтобы этот вопрос, который очень хотела включить в соглашение американская сторона, даже не обсуждался.

Во Франции очень хотят сохранить исключительность французского кино, но вынуждены считаться с экономическими реалиями. Ситуация, между тем, заставляет экономить на всем, в том числе и на кино. К тому же количество приносящих прибыль фильмов из 250 снимаемых ежегодно во Франции можно пересчитать на пальцах.

От господдержки в CNC не отказываются, но экономить намерены. Экономия начинается уже через две недели и будет проходить за счет звезд, которым, считают в социалистическом правительстве, можно так же, как всем остальным французам, хотя бы слегка затянуть пояса. Как сообщает издание Echo, с 1 января 2015 года гонорарный фонд французских фильмов, выплачиваемый за счет субсидий, будет ограничен и привязан к их бюджетам. Например, для картин с бюджетом 8–10 млн. евро он не должен превышать 5%. Чем больше бюджет, тем больше гонорарный фонд, покрываемый за счет субсидий, но он в любом случае не должен превышать 1 млн. евро.

Это, конечно, не значит, что гонорары звезд упадут на один-два порядка, но при превышении лимита оплачивать участие в съемках звезд продюсерам придется, по словам пресс-секретаря CNC Франсуазы Пампс, из собственного кармана, а не из кармана налогоплательщиков.

Перед продюсерами возникает непростая проблема привлечения звезд. Средние гонорары за картину таких знаменитостей, как Марион Котияр, Одри Тоту, Ванесса Паради, Жан Дюжарден, Жан Рено, Дэни Бун, составляют полтора млн. евро. Между тем, если кого-то из них потребуется привлечь в фильм со сметой в 10 млн. евро, то всей гонорарной субсидии CNC хватит на оплату лишь трети этой суммы.

Это в Америке французские актеры и актрисы готовы ограничиваться гонорарами в 50 тыс. евро, чтобы пробиться в голливудские фильмы. На родине же они мнят себя суперзвездами и меньше чем за миллион сниматься не хотят. Теперь им, правда, все же придется поумерить аппетиты. Времена, когда они припеваючи жили за счет французских кинозрителей, в стоимость билета которых уже заложен налог на субсидии и, естественно, гонорары звезд, похоже, уходят в прошлое. Сейчас продюсеры уже не могут, как, например, в 2010 году, выплатить Дэни Буну за комедию «Таможня дает добро» 10-миллионный гонорар из 24-миллионной субсидии.

Более двухсот актеров, режиссеров, продюсеров и других представителей кинобизнеса подписали петицию, в которой просили отказаться от ограничения гонорарного фонда, однако в CNC удовлетворять ее отказались.

Ограничение гонорарного фонда стало кульминацией двухлетних споров и дебатов, начатых статьей «Французским актерам платят слишком много» в Le Monde в 2012 году. Ее написал Винсент Мараваль, один из основателей дистрибуционной компании Wild Bunch. Кстати, сам он считает чересчур высоким и миллионный потолок гонорарного фонда, выплачиваемого из субсидий правительства.

В обвинении французских киноактеров в том, что они заелись, немалая доля истины, конечно, есть. Достаточно сказать, что, согласно официальной статистике, опубликованной в прошлом году, только в 2012 году гонорары актеров выросли на 29% и достигли 63 млн. евро. К тому же весной Французский суд аудиторов обнаружил серьезные ошибки во всей системе госсубсидий. Субсидии в кинематографе в 2002–2012 годах увеличились на 88%.

"