Posted 17 августа 2006,, 20:00

Published 17 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:07

Updated 8 марта, 09:07

Недостижимый Вудсток

Недостижимый Вудсток

17 августа 2006, 20:00
Сезон массовых рок-фестивалей в России подошел к концу. Отгремел «Эммаус» в Тверской области, «Окна Открой» в Питере, «Крылья» на столичном аэродроме в Тушино, «Нашествие» под Рязанью. Десятки самых разных музыкальных групп выступили на площадках фестивалей перед тысячами восторженных меломанов со всей страны. Вместе с

Никто не спорит, что рок-фестивали и прочие музыкальные оупен-эйры в нашей стране чрезвычайно популярны. Тысячи и даже десятки тысяч любителей музыки, съезжающиеся ежегодно на рок-н-ролльные мероприятия со всех уголков России и даже ближнего зарубежья, – яркое тому подтверждение. Совершенно нормально, если где-нибудь под Рязанью или Тверью ты вдруг натыкаешься на фанов из Волгограда, Санкт-Петербурга, Самары, Мурманска и даже Минска. Многие из них целый год ждут момента, когда, забросив на плечи рюкзак с нехитрыми туристическими пожитками, можно будет приехать на фестивальное поле и по полной оторваться под музыку любимой группы. Путешествие же до места фестиваля и ночевки в палатках для многих становятся, возможно, самыми романтичными моментами за весь год, сродни настоящему приключению.

«Вам крупно повезло»

Впрочем, среди таких рядовых меломанов-путешественников попадаются и настоящие экстремалы. В качестве примера можно привести фана, приехавшего из Тюмени на фестиваль «Нашествие». Ради рок-н-ролла юноша со своим другом сорвался из дома и, имея в кошельке ровно столько, сколько хватило бы на самый дешевый билет для прохода на фестиваль, автостопом и «на собаках» добрался до Рязани. Друг, правда, позже куда-то пропал. Так как палатки и спального мешка у юноши отродясь не было, спать две ночи подряд бедняге пришлось практически на голой земле, мокнув под дождем и стуча от холода зубами. Чтобы добыть денег на еду и обратную дорогу, парень, по его словам, надеялся найти какую-нибудь подработку в городе.

На фоне общей коммерциализации и «оформачивания» искусства, в том числе музыки, отечественные фестивали, кроме развлекательной, играют, как выяснилось, и важную просветительскую роль. С одной стороны, они дают шанс молодым и малоизвестным коллективам из разных уголков страны, минуя разного рода преграды, выступить перед огромным количеством народа. С другой стороны, привлекают зрителей возможностью отвлечься от форматов радио и телевидения, узнать нечто новое. «Чем больше будет фестивалей, – объясняет «НИ» музыкант группы «АукцЫон» Олег Гаркуша, – тем меньше народ будет… дурацкое слово, «обыдлевать». То есть, он «глотает» то, чем его кормят радио, телевидение. А ты предоставь ему что-то другое, сделай поровну: 50 попсы на 50 рока. Человек, слушающий (образно) Алсу, послушает (образно) «АукцЫон» и скажет: ни фига себе! А я и не знал, что есть такая (образно) группа «АукцЫон»! На фига мне эта (образно) Алсу!?»

Однако массовых рок-н-ролльных фестивалей в нашей стране пока немного (для сравнения: в небольшой Финляндии в летний период проводится около 50 крупных рок-тусовок). Количеством участвующих в них музыкальных команд нам хвастаться тоже рано. Да и выступают на площадках в качестве хедлайнеров в основном одни и те же составы – из легенд отечественного рока, переезжающие от одного оупен-эйра к другому. Так, группа «Чайф» в этом году успела засветиться и на «Эммаусе», и на «Крыльях», и на «Нашествии», причем везде в качестве хедлайнера (некоторое даже удивление вызывает, почему ее не было на фестивале этнической музыки, ETHNOLAND).

Что же касается звезд ближнего и дальнего зарубежья, то они, к сожалению, не валят к нам пока толпами, предпочитая какие-нибудь венгерские, сербские или чешские фестивали, на которых каждый год выступают почти все знаменитости от рок-музыки. О западноевропейских оупен-эйрах и говорить нечего. Тот же Гаркуша, например, признался «НИ», что когда в прошлой поездке по Америке группа «АукцЫон» принимала участие в четырехдневном фестивале в Техасе, в городе Остин, то «за эти четыре дня там выступило более 1,5 тысяч групп со всего мира. Четыре дня одна музыка!». Сравните теперь с самым большим в этом году фестивалем «Нашествие», на котором за три дня выступило не более 116 музыкальных коллективов. Впрочем, на остальных фестивалях, количество групп колебалось и вовсе в районе 35–40. Эксклюзив же в виде шести не слишком представительных заграничных гостей (среди которых самой известной оказалась группа Bloodhound Gang), выступивших на «Крыльях» этим летом, вполне отвечал словам «Песенки заезжих гастролеров» из мультфильма «Бременские музыканты»: «Мы к вам заехали на час – вам крупно повезло».

Поэтому и не видят некоторые фаны, по их словам, большого смысла в разделении или размножении этих самых рокерских оупен-эйров, по-своему наивно полагая, что нет ничего лучше, чем собрать все российские рок-фестивали в один большой. По крайней мере, большинству, представленному в основном учащейся молодежью, обойдется дешевле. Тем более, что у многих просто не хватает средств мотаться по России по всем фестивалям, выкладывая немалые деньги не только за билеты, но и за питание.

Нашествие дилетантов

Что касается организации, то до заграничного уровня нам и подавно далеко: минусов набирается куда больше плюсов. Здесь и излишнее «дружелюбие» многочисленных секьюрити фестиваля, и высокие цены на продукты, и возможные проблемы с едой и водой, и нехватка туалетов. По мнению многих зрителей, запрет на пронос на территорию фестиваля продуктов и воды относится скорее не к заботе о здоровье, а к заботе о кошелке устроителей.

Кроме того, как показал опыт «Нашествия» в этом году, покупая дорогой билет в фан- или VIP-зону, человек, к сожалению, не может быть на 100% уверен, что в итоге он в эту фан-зону попадет, а VIP-«загон» будет хоть чем-то отличаться от остальной территории фестиваля.

Даже некоторые наши музыканты, выступившие на площадках отечественных фестивалей, разбавляют теплые высказывания о них мыслями, что стоило бы рок-н-ролльным устроителям воспользоваться опытом западных коллег. «Я вообще считаю, – объясняет «НИ» Александр Ф. Скляр, – что не надо изобретать велосипед. На Западе опыт организации фестивалей идет с Вудстока, с 1969 года. Поэтому любой человек, который хочет организовать фестиваль, должен ознакомиться с западным опытом. Может даже не постесняться и пригласить первый-второй раз человека оттуда для организации. И с ним в паре поработать, пусть это и будет стоить каких-то денег».

Впрочем, относительно молодой возраст оупен-эйров, участие в них интересных и популярных музыкальных команд, а также своеобразная атмосфера продолжают играть на руку организаторам. Ежегодно на фоне сезонного обострения фестивальной лихорадки эти козыри запросто закрывают многим любителям рок-музыки глаза на все тяготы и лишения кочевой жизни, вселяя надежду, что в следующий раз все обязательно будет лучше.

"