Posted 17 марта 2013,, 20:00

Published 17 марта 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:00

Updated 8 марта, 05:00

Облачный кот и другие жители

Облачный кот и другие жители

17 марта 2013, 20:00
В выставочном зале Петербургского Союза художников открылся ежегодный смотр художников-анималистов «ZооКультУра – 2013». Нынешняя экспозиция, а проект существует с 2009 года, стала юбилейной и включает в себя несколько сотен работ (живопись, графика, скульптура, фотография), сложившихся в коллективный портрет наших бра

У петербургской анималистики глубокие корни. Именно в городе на Неве родился в 1817 году первый европейский художник, увидевший в обыкновенной лошади не бессловесное существо, а личность со своими индивидуальными особенностями. Его имя Николай Сверчков. Фантастическая наблюдательность и умение запечатлеть на холсте повадку и настроение животного сделали из сына крестьянина, служившего на конюшне, крупнейшего мастера отечественной анималистики.

Традиция и «подход» Сверчкова живы и поныне, и «ZооКультУра – 2013» – яркое тому свидетельство, хотя самым пронзительным «лошадиным» портретом нынешней экспозиции стало произведение не живописца, а фотохудожника. Работа Устина Нефедова «Джуля» – полуприкрытый длинными ресницами лошадиный глаз – лаконична и трогательна. Изображенное животное обретает не только собственные черты, но и живую душу…

Одухотворенность животных, представленных в различных ситуациях, делает их «проводниками» в мир цельный и совершенный и созданный отнюдь не человеком. Однако с самоубийственной маниакальностью именно человеком уродуемый. Без прикрас об этом живописуют выполненные в резко акцентированной манере плакаты «Хорошо, что Дарвин не узнает, что с природой сделал человек» и «В стране без фотошопа – удивительная ж…». Их выразительный ряд прост, патетика – прямолинейна, а сюжетную канву можно придумать самостоятельно, даже не взглянув на создания художников. Выполненный в технике художественной обработки металла арт-объект «Кот облачный» (студия OfelyArt) становится символом захламленного городского пространства.

Анималистика – жанр особый, в ней нет случайных людей. И почти за каждой работой – сугубо личная история. Например, молодая фотохудожница Анна Кривицкая с детства обожала животных и мечтала стать ветеринаром. Сын военно-морского офицера Алексей Дадашев, сколько себя помнит, клянчил у отца, чтобы тот привез ему из экспедиции «живого пингвиненка». А старейший петербургский художник-график Наталья Тыркова была изгнана из студии Академии художеств (где занималась с третьего класса) за то, что рисовала только… зверей. Впоследствии Наталья Дмитриевна закончила Художественно-промышленную академию имени барона Штиглица (в то время – училище имени Веры Мухиной), работала художником-модельером фабрик «Красной треугольник» и «Пластполимер». Сегодня ее резиновые питомцы (игрушки) хранятся в Петербургском музее игрушки, изумительные акварели – в Музее кошки города Всеволожска, а несколько витрин с работами, представленными в рамках «ZооКультУры», пользуются повышенным вниманием посетителей выставки.

Как и прежде, через представителей животного мира проект показывает окружающую их реальность, многомерную и не менее достойную жизни, чем homo sapiens, в безусловной разумности которого все чаще приходится сомневаться. Человек, возомнивший себя «венцом творения» всерьез начинает считать Вселенную увеличенной копией личного пространства. И относиться к ней не лучше, чем к старой модели телевизора, которую можно выбросить на помойку.

"