Рус
Eng

Прощай, капитан Америка

Прощай, капитан Америка
Прощай, капитан Америка
17 августа 2019, 23:08Культура
В Голливуде от легочной недостаточности умер Питер Фонда

Выдающийся исполнитель, «беспечный ездок», «капитан Америка» - актер, оставшийся в истории кино прежде всего благодаря великому фильму конца шестидесятых - «Беспечному ездоку».

Эта картина стала не только знаменем нового поколения молодых американцев, но и дала толчок эпохе свободы (на наших просторах – скорее, внутренней) молодым людям из СССР. «Ездока» у нас мало кто видел, но слава о нем распространилась, можно сказать, по всей планете. И когда, наконец, мы фильм увидели, он превзошел все ожидания: Голливуд тогда был в расцвете и «Ездок» не только внес свою лепту в историю американского кино, но и открыл новых звезд. Обозначив старт карьеры великого Джека Николсона, сыгравшего здесь друга Питера. В 1998 году Библиотека Конгресса внесла фильм «Беспечный ездок» в Национальный реестр фильмов, имеющих особое культурное, историческое или эстетическое значение. Влияние его обманчиво бессюжетной нарративной конструкции ощутимо во многих малобюджетных американских фильмах 1970-х и особенно 1980-х, таких как «Страннее рая»(1984) Джармуша и «Мой личный штат Айдахо» Гаса Ван Сента (1991).

Питер Фонда – брат Джейн Фонда, отец актрисы Бриджит Фонда и сын великого американского актера Генри Фонда, блеснувшего в классическом фильме «12 разгневанных мужчин».

Вот что написал в своем блоге кинокритик Олег Сулькин:

Я полюбил его таким, и таким он останется в памяти. Умер Питер Фонда, Капитан Америка, Беспечный Ездок. Самый клевый чувак Западного полушария, которым мы, ушибленные рок-музыкой и хиппистскими утопиями советские подростки и вьюноши, издалека восхищались. Его дружбан Деннис Хоппер тоже был хорош, но это другой психотип, более земной, более эгоистичный, что ли. А Питер сыграл ангела, обаятельнейшего непротивленца, кроткого философа-аутсайдера. Подражать им было невозможно из наших полутоталитарных палестин, у нас не было таких байков, таких кожаных курток, а вокруг не было и хайвеев, конечно. Но была волшебная ниточка, мы тоже слушали степпенвулфов, Макгуинна и Джимми, и это нас с любимыми Ездоками, которые после косячка гоняют по Штатам под эту же супермузыку, в каком-то придуманном нами измерении чудесно объединяло.То, что делал Питер Фонда до и после «Ездока», не имеет значения. Прощай, Капитан Америка!

ПИТЕР ФОНДА (1940 – 2019).R.I.P.

Есть много гораздо более успешных и знаменитых актеров. Например, Джек Николсон. Но, честно говоря, для меня оба они равны.

Все остальные роли Николсона я бы отдал за две – МакМерфи из “Полета над гнездом кукушки” и ту, что он сыграл в “Беспечном ездоке”. А Питер Фонда был для нас “Капитаном Америка” из того самого “Беспечного ездока” – и не так важно, что он еще потом сделал в кино.

Эту картину Денниса Хоппера и Питера Фонды я, будучи студентом ВГИКа, увидел в Госфильмофонде в один день с тремя великими фильмами – “В прошлом году в Мариенбаде” Алена Рене, “Восемь с половиной” Феллини и “Зеркало” Тарковского.

“Ездок” не только не потерялся среди них, но стал на всю жизнь безошибочным сигналом свободы – той ценности, которую, как мы теперь знаем, так легко извратить и потерять. Поэтому сегодня прислушаемся к этому сигналу, который посылает нам из полувековой давности Питер Фонда. Он – не фальшивый, настоящий.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter