Posted 16 февраля 2009,, 21:00
Published 16 февраля 2009,, 21:00
Modified 8 марта, 07:36
Updated 8 марта, 07:36
Первая волна зрителей, обманутая рекламой и недовольная фильмом, запускает цепную реакцию слухов, и на второй неделе проката его сборы уменьшаются в 4–5 раз. Таковы теперь законы кинорынка, и эти законы особенно хорошо проиллюстрированы прокатом высокобюджетных фильмов в первые полтора месяца 2009 года. Похоже, всевозможные медиа-технологии и PR-технологии снова отходят на второй план. При этом все большую и большую роль в распространении мнений играет Интернет в целом и блогосфера в частности.
Сейчас завершился или завершается прокат четырех лидеров сезона. Впереди «Обитаемый остров» – 21,8 млн. долларов, за ним «Любовь-морковь-2» – 17,8 млн., «Стиляги» – 16,4 млн., и «Самый лучший фильм-2», которому светит не больше 13 млн. Однако то, что для «Стиляг» – большая победа, для «Обитаемого острова» при его немалом бюджете – поражение. Фильму Бондарчука прочили больше, чем «Адмиралу», а он собрал почти вдвое меньше. Фильму Тодоровского предсказывали миллионов шесть – а он взял почти втрое больше. И это несмотря на то, что рекламная кампания первой картины была намного громче, чем кампания второй, а медийность младшего Бондарчука на порядок выше медийности младшего Тодоровского. Просто «Стиляги» оказались более стильными, более крепко сшитыми и более эмоциональными – прежде всего благодаря тому, что молодые актеры, которых тренировал Тодоровский, заочно обыграли своих ровесников, с которыми работал Бондарчук.
В том, что «Обитаемый остров» недобрал денег, повинна и стратегия предварительных закрытых показов с сегрегацией киножурналистов, которая породила массу слухов и настолько озлобила интернет-рецензентов и блоггеров, что их массированная атака на фильм сбила интерес публики. В ней стали высматривать и акцентировать мелкие недостатки, количество которых в глазах зрителей перешло в качество, и это сказалось на посещаемости сеансов.
Не менее показательно и то, что продолжение «Любови-моркови» собрало почти вдвое больше, чем первый фильм, а «Самый лучший фильм-2» – почти втрое меньше, чем «Самый лучший фильм». Вот как падали сборы «Самого лучшего фильма» от первого уикенда ко второму и третьему: 8,4 – 1,9 – 0,2 млн., то есть через неделю проката – в 4 раза, а через две недели – в 8 раз. Можно сколько угодно оправдываться неблагоприятными прокатными обстоятельствами января-февраля сравнительно с декабрем-январем, но действительное объяснение одно – зрители первой волны увидели халтурное кино и погасили тем самым дальнейшие зрительские волны. Если один недовольный зритель скажет четырем доверяющим его вкусу знакомым, что фильм – отстой, именно такого снижения сборов и следует ожидать. Создатели Comedy Club – способные люди, но, взявшись за пародирование фильмов последнего времени, они вместо прицельного высмеивания их сути принялись хохмить над внешними приметами, паля в белый свет как в копеечку – и получили поделом. «Любовь-морковь-2» зрительские ожидания оправдала – и была вознаграждена сравнительно с дешевизной производства неплохими кассовыми сборами.
Небывалая катастрофа постигла «Возвращение мушкетеров» – 1,3 млн. долларов за первые выходные. При таком бюджете и такой рекламе – ничтожно мало. Между тем эксперты Гильдии киноведов и кинокритиков предупредили продюсеров об угрозе полного провала сразу же после ознакомления со сценарием. Бывает, что предсказательная сила экспертизы, базирующейся на прошлом опыте, уступает продюсерской интуиции, предчувствующей зрительский спрос, но не в данном случае, когда пустота замысла была вопиюще очевидной. К счастью, «Возвращение мушкетеров» – одно из последних порождений докризисного времени, когда в кинопроизводстве крутилось множество непрофессионалов с шальными деньгами. Кризис как раз и должен выбросить их с рынка.
САМЫЕ КАССОВЫЕ ФИЛЬМЫ В РОССИЙСКОМ ПРОКАТЕ В 2004–2009 ГОДАХ (ПО ДАННЫМ НА 18 ЯНВАРЯ 2009 ГОДА)