Рус
Eng
KUBANA-2016: синица в руке

KUBANA-2016: синица в руке

16 августа 2016, 13:33
Культура
Евгения ТЮЛЬКИНА, Рига
C 11 по 14 августа в столице Латвии проходил уже восьмой фестиваль KUBANA, который вполне можно называть и вторым, потому что на острове Луцавсала в центре Риги он состоялся второй раз. И не только поэтому. После переезда фестиваля из Краснодарского края и запрета его в России, KUBANA «обнулилась», сменила фирменный ст

В России палки в колеса фестиваля вставляли чиновники, и Латвия должна была стать в том числе и объединяющей площадкой для групп, которые не выступают в России или Беларуси, и для людей, которые эти группы любят. Нельзя сказать, что задумка удалась: в Латвии, где, по словам мэра Риги Нила Ушакова, вокруг KUBANA никакой политики нет, фестиваль окрестили «пророссийским», каковым он не был никогда. Рижан за все дни фестиваля было мало, и приходили они не на саму «Кубану», а на выступления любимых артистов.

Фото: kubana.com


 
«Я не знаю, какие могут быть причины у жителей соседнего района не прийти на фестиваль с достойным лайн-апом при стоимости билета 14,99 евро», – говорит создатель фестиваля Илья Островский.
 
Действительно, состав групп, приехавших в этом году на «Кубану», был крепким, разнообразным и соответствующим духу фестиваля. Даже с учетом того, что организаторы вообще-то застряли в долговой яме после всех неприятностей, которые разом произошли с «Кубаной».
 
The Subways, NOFX, Guano Apes, Enter Shikari, Skazi, Juno Reactor, Molotov – все эти группы уже приезжали на «Кубану» в разные годы, их приглашение на фестиваль, который старается прижиться на новой почве, должно было стать представлением свежей публике, что такое «Кубана». Беда в том, что свежей публики оказалось слишком мало, и в основном на фестиваль в Ригу приехали те, кому все равно куда ехать – лишь бы на «Кубану».
 
В расписании фестиваля царит эклектика. Здесь всегда выступают артисты самых разных направлений – от панка и ска до рэпа и хардкора. В этом году за ска отвечала латышская группа All Day Long, за панк – The Subways и NOFX, за хардкор – Enter Shikari и Eskimo Callboy, за олдскул – Nashville Pussy, за готику – The 69 Eyes и так далее. Специальным гостем в этом году стал Вахтанг Кикабидзе, травивший грузинские анекдоты. Закрывала фестиваль группа Garbage.

Фото: kubana.com


 
Очевидно, что организаторы, приглашая таких артистов, рассчитывали на большее количество народа, чем в итоге собралось на острове Луцавсала. Но фестиваль, не считая погодных неурядиц, с которыми не сделаешь ничего, прошел отлично: артисты, увидеть которых как на ладони не было проблемой даже для детей (на размеры сцены и оборудование здесь по-прежнему не скупятся), играли так, как будто они на той самой многотысячной «Кубане» в Веселовке, и пытались взбодрить всех.
 
Огромные проблемы организаторы испытывают с позиционированием бренда российского фестиваля на прибалтийском концертном рынке. По всей видимости, не последнюю роль сыграл резкий переезд в Латвию, когда только ленивый журналист не окрестил фестиваль «опальным».

На своей пресс-конференции Илья Островский еще раз объявил, что «Кубана» даже у Черного моря не могла считаться российским фестивалем, и все, что там происходило, – фантастика, которую ни понять, ни вернуть не представляется возможным. Теперь «Кубана», которую на территории Риги делает международная команда организаторов, приглашая исполнителей из разных стран – от Украины до Испании, должна бы стать настоящим пристанищем для граждан мира. Но снова мешает политика.

Фото: kubana.com


 
Глядя на площадку, на артистов, на тех счастливцев, кто приехал, действительно невозможно понять, почему фестиваль снова не «выстрелил». Предыдущее его проведение в Риге называть стартом можно очень условно: полутора месяцев хватило на переговоры с артистами и перенос площадки, но не хватило на рекламу. Сейчас понятно, что на раскрутку не хватило и года.

Возможно, проблема в том, что фестиваль активно сотрудничал с российской прессой и менее активно с зарубежной, хотя, согласно реалиям, не стоит ждать на фестивале в небольшом европейском городе большого потока российской публики.
 
Идея привлечь в непопулярный среди молодежи регион толпы фанатов музыки и фестивалей со всей России отлично работала с Краснодарским краем и совсем не работает с Европой. Несмотря на то, что из Москвы (и тем более из Петербурга) до Риги добраться легче.
 
Тем не менее, организаторы прозрачно намекнули, что следующая KUBANA будет. По признанию Ильи Островского, его история с фестивалем похожа на наркотическую зависимость. Свернуть фестиваль, политические ассоциации вокруг которого уже вот-вот перевесят музыкальные, он уже пытался в 2014 году, в итоге тучи сгустились еще сильнее. И сейчас продолжать делать «Кубану» – уже дело принципа.
 
Когда-то «Кубана» была огромным фестивалем под жарким солнцем, целым городом у моря, который жил по своим законам – настоящим журавлем, которого теперь уже невозможно представить в российском небе. На нем не было зевак, семей с детьми, плохой погоды, жалоб на быт (просто было не до них).

Теперь «Кубана» стала европейским городским фестивалем со скромной инфраструктурой, с ориентиром на семейный отдых без диких толп и очередей. «Кубана» ныне похожа больше на такой закрытый компактный фестиваль для своих. Но фестиваль живет. Все как в поговорке про журавля и синицу.
 

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter