Рус
Eng
Фавориты полной луны

Фавориты полной луны

16 мая, 00:00
Культура
Начнется кинофорум премьерой фильма Уэса Андерсона «Королевство полной луны». Его звездный состав – Брюс Уиллис, Тилда Суинтон, Эдвард Нортон, Харви Кейтель, Билл Мюррей – вполне соответствует названию ленты, переносящей зрителей в Америку 1960-х.

Каннский конкурс в последнее время все больше напоминает элитный клуб, в который допускаются только свои, те, кто давно исходил каннскую лестницу вдоль и поперек, не раз спускаясь с нее с призами, не раз с самой «Золотой пальмой». Существует целая группа режиссеров, которым место в каннском конкурсе практически гарантировано – если их очередная картина закончена в срок. Такие, например, как Кен Лоуч («Доля ангелов»), верный методу соцреализма и теме борьбы трудового народа за свои права. На этот раз защитник угнетенных рассказывает о тяжелой жизни люмпенов из Глазго, которые не то гонят, не то разливают паленое виски. Или, например, Дэвид Кроненберг, который отправляет несчастного американского олигарха на сверкающий Манхэттен не для того, чтобы развлечь, а для того, чтобы загубить («Космополис»). Что касается австрийского пальмоносца Михаэля Ханеке, который в 2009 году получил награду за свою «Белую ленту», новой картине он дал нежное и, главное, редкое название «Любовь». Однако присутствие в ней Изабель Юппер в роли дочери Эммануэль Рива и великого затворника Жана-Луи Трентиньяна (который не снимался более десяти лет) дает шансы надеяться на то, что славное семейство как следует измучит друг друга.

Если не каждый год, то по крайней мере через два на третий встречаются на Лазурном Берегу одни и те же лица. Например, иранец Аббас Киаростами («Как влюбленный»), который, похоже, распростился со своими родными оливами, на этот раз предпочтя им японскую сакуру. Француз Жак Одияр («Ржавчина и кость»), сокрушивший каннскую публику своим «Пророком», продолжает неистовствовать. Его новый фильм поставлен по роману канадца Крейга Дэвидсона, из которого, по слухам, Одияр сделал кровавую драму. А мексиканец Карлос Рейгадас («После мрака свет») поставил ностальгически-биографическую ленту. Один из отцов-догматиков Томас Винтерберг («Охота»), получивший в 1998 году в Каннах Спецприз жюри за первый фильм, удостоенный сертификата «Догмы», показывает на Круазетт историю воспитателя детского сада, обвиняемого в педофилии.

В VIP-клуб на Ривьере входят румын Кристиан Мунджу, завоевавший «Золотую пальму» в 2007 году за свою пронзительную драму из времен Чаушеску «Четыре месяца, три недели и два дня». На этот раз его заинтересовала история двух подруг, выросших в сиротском приюте («Над холмами»). Второй конкурсант-австриец (кроме Ханеке) Ульрих Зайдль, который завоевал Канны историей о купле-продаже живого товара из Восточной Европы («Импорт-экспорт»), сейчас привез картину «Рай: любовь». Итальянец Маттео Гарроне, навсегда сорвавший романтические покровы с неаполитанской мафии («Гоморра»), привозит свою новую картину «Реальность»,

Кого-то давно не было видно на Лазурном Берегу. Но это вовсе не значит, что его здесь забыли. Один раз приласкав, каннский фестиваль запоминает надолго. Снова здесь и бразилец Вальтер Саллис («В дороге»), и сумрачный гений Лео Карракс («Холи Моторс»), который после неудачи в Каннах «Полы Х» ничего не снимал более десяти лет. И даже родоначальник французской новой волны 89-летний Ален Рене решил тряхнуть стариной и вновь поучаствовать в битве титанов за «Золотую пальму» («Вы еще ничего не видели»). Тем более что средний возраст участников не так уж далек от его почтенных седин. Вряд ли, конечно, его терзают авторские амбиции, просто Каннский фестиваль остался почти единственным кинособытием, участие в котором значит хоть что-то для мирового проката.

В отличной компании оказался наш Сергей Лозница, которого тоже уже можно назвать каннским любимцем. Его вторая (после фильма «Счастье мое») игровая картина «В тумане» поставлена по рассказу Василя Быкова, действие ее происходит в 1942 году на оккупированной немцами территории Белоруссии, что обеспечило присутствие в каннском конкурсе не только России, но и Белоруссии, а также Латвии.

Что обращает на себя внимание в конкурсе 65-го фестиваля? Во-первых, редкая географическая сбалансированность – из крупных территорий отсутствует разве что Китай. Во-вторых, полное отсутствие дебютантов, за которых сейчас так борется каждый уважающий себя фестиваль. В-третьих, больший, чем в предыдущие годы, акцент на американском кино. Из 22 фильмов конкурса четыре сделаны в США: «Газетчик» Ли Дэниэлса, «Ограбление казино» Эндрю Доминика, «Самый пьяный округ в мире» Джона Хиллкоута, «Мад» Джеффа Николса. Видимо, хотелось сделать праздник (фестиваль все же юбилейный) попышнее, а наличие американских фильмов всегда обеспечивает присутствие звезд первой величины. Брэд Питт, Шиа Лабуф, Николь Кидман, Гай Пирс, Джон Кьюсак, Гэри Олдмен, Мэтью Макконахи…

После очень долгого перерыва в конкурсе появляется египетская картина «После битвы» Юсри Насраллы. Понятно, что особое внимание каннских отборщиков было нацелено на одну из болевых точек планеты. Фильм, который называют весьма противоречивым, освещает события «арабской весны». Два южнокорейских фильма конкурса поставлены режиссерами-однофамильцами, оба они знаменитые. Хон Сан Су («В другой стране») и Им Сан Су («Вкус денег»).

Кого-то в конкурсе недостает? Что ж делать, мест там всего 22, а фаворитов все же побольше. Но стоит заглянуть в «Особый взгляд», «Спецпоказы», показы на основном экране вне конкурса, «Полуночные показы», как вопрос будет снят. Бернардо Бертолуччи и Филип Кауфман, Апичатпонг Вирасетакул и Ксавье Долан, Дарио Ардженто и Такаши Миике…

Французы воздают дань памяти недавно ушедшему из жизни режиссеру Клоду Миллеру, закрывая фестиваль 27 мая его «лебединой песней», экранизацией романа Франсуа Мориака «Тереза Дескейру». Напомним, что в 1962 году роман экранизировал соотечественник Миллера Жорж Франжю. Главную роль в фильме Франжю исполняла Эммануэль Рива, которая появится на конкурсном экране в фильме Ханеке. Новая Тереза Дескейру – Одри Тату.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter