Posted 14 июля 2010,, 20:00

Published 14 июля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:09

Updated 8 марта, 07:09

От Арктики до Ейска

От Арктики до Ейска

14 июля 2010, 20:00
У фестивалей красивые названия «Северное сияние» (Мурманск), «Ейский маяк», «Голоса» (Вологда) и большие амбиции (Первый международный кинофестиваль Арктики, Первый международный кинофестиваль независимого европейского кино). Как правило, их поддерживает морально Союз кинематографистов России, а материально – местная

На заре перестройки, когда энергичные и предприимчивые спешили «на людей посмотреть и себя показать», а заодно и деньги заработать, организуя кинофестивали имени себя, их изобилие вызывало раздражение и критику: дескать, на эти деньги можно сделать несколько хороших фильмов, а не устраивать очередную пьянку-гулянку. Дошло до абсурда: вполне уважаемые кинематографисты написали официальное письмо властям с требованием закрыть Московский международный кинофестиваль, мол, фестиваль никому не нужен, кроме его организаторов, а деньги, потраченные на банкеты, лучше пустить на кинопроизводство (заметим, что банкеты на фестивалях обычно устраивают спонсоры в рекламных целях).

Сейчас ситуация иная. Большинство фильмов (российских и европейских) до проката не доходят. И единственная возможность посмотреть их на большом экране (речь идет все же об искусстве кино, искусстве большого экрана, предназначенном для коллективного просмотра) – фестивальный показ. Прокат сегодня является главной проблемой кино – производство можно организовать так или иначе, разницы большой не будет, творческих и организаторских талантов у нас достаточно. В то время как начальники вновь озабочены тем, как нам перестроить производство, наше кино как не было где показывать, так и нет. Вот и берут на себя фестивали благородную культурную миссию (даже если у иных другой задачи, кроме «освоения бюджета», не стоит) продвижения наиболее ценного российского и европейского кино в российскую глубинку; и чем больше этих фестивалей, тем лучше.

Нельзя сказать, чтобы в Ейске или Вологде фестивальные залы ломились от наплыва зрителей (конкурс вологодского фестиваля «Голоса» состоял из изысканных, эстетских, арт-хаусных работ европейских дебютантов), но даже если их было несколько десятков – отлично. В следующий раз будет больше. Или столько же – но именно тех, кому это нужно.

Не все новые фестивали выживут, это естественно, организовывать фестиваль из года в год – это муторный поиск денег (совсем не обязательно они «валятся с неба»), изматывающая, часто неблагодарная работа (но приносящая радость тем, кто ее любит). Многое скрывается за нарядным фасадом – парадной лестницей, красной дорожкой, звездами, фейерверками, банкетами, которые совершенно необходимы, ведь фестиваль – это еще и праздник. Программы составляют обычно люди опытные, профессиональные (критики Сергей Лаврентьев – Иваново, Ейск, Чебоксары, Сергей Шолохов – Мурманск, Андрей Плахов – Санкт-Петербург, Игорь Гуськов – Вологда).

Каждый из вновь создаваемых кинофестивалей вносит что-то свое в фестивальное движение. Каждый старается учитывать специфику зрительской аудитории своего региона. Скажем, программа арктического «Северного сияния» составлена из фильмов северных стран – Швеции, Финляндии, Норвегии и нашей северной экзотики, а побеждает в Мурманске «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского – суровая мужская история, разворачивающаяся на берегах Северного Ледовитого океана.

А в южном солнечном Ейске, у кубанских казаков, где собралась веселая актерская компания (фестиваль прошел незадолго до страшной азовской трагедии) – Юрий Назаров, Александр Цуркан, Марина Блэйк, Алексей Петренко, Ирина Скобцева, Наталья Варлей, Лев Прыгунов, Александр Коршунов, Александр Тютин, Тимофей Федоров, Лариса Голубкина, Римма Маркова – побеждает приключенческая комедия Владимира Аленикова «Улыбка Бога, или Чисто одесская история».

И если у Чебоксарского кинофестиваля пока нет своего лица, то очевидно, что старания дружной команды и жителей города, несомненно, приведут к его успеху. Во всяком случае, праздник Дня Победы с участием гостей Чебоксарского кинофестиваля, в первую очередь легендарного диктора советского телевидения Виктора Балашова, который открывал парад, и венчающее его ослепительное зрелище праздничного фейерверка, изготовленного руками местных мастеров, были незабываемыми.

"