Posted 13 сентября 2012,, 20:00

Published 13 сентября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:39

Updated 8 марта, 05:39

Режиссер Оливер Стоун

Режиссер Оливер Стоун

13 сентября 2012, 20:00
Вчера в российский прокат вышел фильм «Особо опасны», снятый известным американским режиссером Оливером Стоуном по роману Дона Уинслоу «Дикари». В своем эксклюзивном интервью Оливер СТОУН рассказывает о том, почему он пригласил на съемки в новой картине Аарона Джонсона и Джона Траволту, чем режиссура напоминает ему раб

– Что вас побудило взяться за «Дикарей» в качестве режиссера и соавтора сценария?

– Меня восхитила история, рассказанная в книге! Свежая, колоритная, непредсказуемая, полная сюрпризов и неожиданных поворотов. Я увидел возможность снять фильм на волнующую и актуальную тему, в котором будет всё то, что мне нравится в кино. О войне с наркоторговцами и обо всем, что происходит на калифорнийско-мексиканской границе.

– С чего началась работа над проектом?

– Сначала Дон Уинслоу написал книгу. Мы приобрели права на ее киноадаптацию и почти год вместе с ним работали над сценарием. Затем показали его актерам и запустили картину.

– У каждого из ваших персонажей свой путь, и все эти пути переплетаются, не так ли?

– В сюжете шесть героев с запутанными отношениями. Все они меняются в процессе действия и в конце концов оказываются в таком месте и в таком положении, в которое никак не предполагали попасть. Особенно Бен, который зашел дальше других.

– Протагонисты вашей истории – друзья и партнеры по бизнесу Чон и Бен, которых играют Тейлор Китч и Аарон Тейлор-Джонсон. Они по-разному ведут себя, когда встает вопрос о том, стоит ли прибегнуть к насилию, чтобы защитить операции с марихуаной от посягательств мексиканского картеля. Вы могли бы объяснить, чем отличаются их позиции?

– Герой Джона Траволты Деннис советует Бену и Чону не применять насилие, а пойти на сделку с картелем и выйти из этого бизнеса. Бен склонен согласиться, тогда как Чон считает, что змее надо отсечь голову, прежде чем она заберется в дом. Этот спор продолжается в течение всего фильма. Всё меняется, когда их подруга Оу, героиня Блейк Лайвли, попадает в передрягу. Бывают такие ситуации, когда насилие становится необходимым. Даже Будда говорил, что против зла, бывает, нужно использовать силу, чтобы предотвратить большее зло. Таков один из уроков этой истории.

Фото: EPA

– Каковы отношения внутри треугольника Чон – Оу – Бен?

– Независимо от того, является этот треугольник любовным или нет, Чон и Бен чувствуют ответственность за Оу, когда она оказывается в опасности. Тем более что она вовлечена в большую неприятность из-за знакомства с ними.

– Как вы подбирали актеров на ключевые роли?

– Аарон очаровал меня в фильме «Надрать задницу». Потом я встретил его в Лондоне, когда он был занят в большом проекте, и сказал, что у меня для него есть хорошая роль. Мы отлично пообедали, он пообещал сыграть предложенную роль и сдержал слово. Я был уверен, что они с Тейлором составят превосходную разнохарактерную пару и прекрасно сработаются с Блейк. Так оно и случилось, причем ее работа стала для меня открытием.

– Как вы собрали столь внушительную группу актеров на роли второго плана?

– Я с самого начала держал в уме Джона Траволту, Бенисио Дель Торо и Сальму Хайек. А потом с удовольствием добавил к ним Демьяна Бичира и Сандру Эчеверриа.

– Это ваш первый фильм с Траволтой. Как вы оцениваете его роль и роль в сюжете его героя, агента Управления по борьбе с наркотиками?

– Мне нравится, что Джон создал характер, в котором есть некая интригующая двусмысленность. Его герой очень важен для фильма – ведь он держит в руках нити, за которые можно дергать обе противоборствующие стороны.

– У вас было не очень много съемочных дней. Насколько сложным оказалось согласование расписаний такого числа исполнителей?

– Это была настоящая головоломка. Нечто вроде складывания картины по кусочкам. На съемочный период было выделено всего 58 дней. Чтобы не простаивать, пришлось всерьез заняться логистикой. Но мы справились.

– Что для вас режиссура?

– Это, прежде всего, сотрудничество. Похоже на отношения дирижера с оркестром. Вы репетируете, создаете рабочую среду, вникаете во все диалоги, переписываете сценарий и так далее.

– Полезен ли для вас подготовительный период?

– Очень. В то же время он наиболее труден, потому что начинать приходится с нуля. Вы работаете в условиях неопределенности и в этом состоянии отправляетесь на первую съемку. Поэтому я думаю, что подготовительный процесс, в сущности, никогда не заканчивается.

– Как же вам в таком случае вообще удается начать съемки?

– Стараюсь прибыть со всем необходимым и во что бы то ни стало выдерживать график, потому что если раз отстанешь, то уже не выберешься и войдешь в такие издержки, что лучше бы вообще не начинать. Так что я всегда помню о том, что подготовка к производству всегда дешевле самого производства.

Оливер Стоун интересным сценарием привлек к участию в своей картине загадочную Сальму Хайек.
ФОТО СО СЪЕМОК ФИЛЬМА «ОСОБО ОПАСНЫ»

– Какие возможности вы предоставляете актерам?

– Значительные. В пределах сценария они могут сами решать, что и как им делать. Если они выходят за разумные пределы, я вынужден их поправлять и в известном смысле обнажать их естество. Наши отношения при этом могут испортиться, но обычно это идет на пользу фильму, и я надеюсь, что они поймут это, увидев готовую работу.

– Кого в картине вы считаете дикарями?

– В нем все дикари, и даже бизнес у них дикий. Более того, я думаю, что дикари живут не только в них, но и в нас. Такова человеческая природа. И весь фильм – о том, как люди справляются или не справляются со своей дикостью.

– Что вас вдохновляло во время работы? Какие фильмы вы вспоминали?

– Мне хотелось смешать море и берег с мексиканской тьмой. Соединить «Дикую банду» Сэма Пекинпа с «Дуэлью на солнце» Кинга Видора и спагетти-вестернами Серджо Леоне. Сделать коктейль из света и мрака…

– Это ведь не первый фильм, в котором вы анализируете природу насилия?

– Меня всегда интересовало стремление людей к власти, которая обычно сопряжена с насилием. Этот фильм – кошачье-мышиная игра. Насилие существовало всегда, потому что оно заложено в натуре человека, и я уже показывал это в «Прирожденных убийцах». В этой картине много насилия, но есть и любовь. Важно соблюсти баланс между тем и другим. Нельзя подавить склонность к насилию, потому что оно все равно вырвется, но важно употреблять его морально и ответственно. Я против злоупотребления насилием в жизни и в кино. Фильмы ужасов вызывают у меня брезгливость.

– Было ли трудно соблюсти в фильме меру насилия?

– Нам не хотелось подавлять зрителей, но мир жесток. Мы показали тот минимальный уровень насилия, который был необходим. Думаю, что он гораздо ниже того, что имеет место в действительности.

– Обычно вы уделяете место и юмору…

– Это постоянная составляющая моих картин. Я думаю, что когда дела приобретают пугающий оборот, чувство юмора помогает справиться со страхом.

– Что заставляет вас делать то, что вы делаете?

– Живущий во мне бунтарь, которого я стараюсь направлять на верный путь. И я надеюсь, что мне удастся уменьшить количество зла и несправедливости в мире до того, как я его покину.

Справка

Кинорежиссер Оливер СТОУН родился 15 сентября 1946 года в Нью-Йорке. Бросив Йельский университет, отправился преподавать английский язык в Южный Вьетнам. Позже перебрался в штат Орегон, а затем в Мексику. В 1967 году был отправлен во Вьетнам, где воевал больше года. Участвовал в крупном сражении за базу огневой поддержки Burt, был дважды ранен. Имеет несколько боевых наград, в том числе медаль «Пурпурное сердце». После возвращения с войны поступил в Нью-Йоркский университет, в котором учился у знаменитого режиссера Мартина Скорсезе. В кино Стоун дебютировал в 1971 году короткометражкой «Последний год во Вьетнаме». Также у него есть «вьетнамская трилогия» – ленты «Взвод», «Рожденный четвертого июля» (эти фильмы получили по «Оскару») и «Небеса и земля». Третий «Оскар» режиссер получил за лучший адаптированный сценарий к фильму Алана Паркера «Полуночный экспресс». Первой в ряду политических лент Стоуна стала картина «Сальвадор», а затем – неоднозначно воспринятый фильм «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе». Помимо трех «Оскаров» режиссер является обладателем «Серебряного медведя» Берлинского фестиваля, «Специального приза жюри» Венецианского кинофестиваля и множества других наград. Также Стоун снял целый ряд других картин и, в частности, «Прирожденные убийцы», «Дорз», «Никсон», «Команданте», «Александр», «Буш-младший», «Башни-близнецы», «Уолл-стрит: Деньги не спят» и «Особо опасны».

"