Posted 13 августа 2014,, 20:00

Published 13 августа 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:26

Updated 8 марта, 04:26

Тени забытых зданий

Тени забытых зданий

13 августа 2014, 20:00
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка петербургского фотографа Алексея Боголепова «БЛОК», которая стала первым проектом программы «АРХИфото», посвященной принципам, проблемам и сюжетам архитектурной фотографии. Серия «БЛОК» показывает нам феномен типовой советской архитектуры: закрытые предприятия,

Серия «БЛОК» – это фотографии объектов Ленинградского научно-промышленного комплекса 1970–1980-х – многочисленные НПО, НПП, КБ и НИИ. Зачастую в маленьких городах эти здания были самыми нарядными, самыми помпезными (если этот эпитет применим к стилю советского модерна) и вполне отождествляли собой идеологию страны: теперь НИИ – это храм. Но эти «храмы» всегда сохраняли за собой секретную ауру и скрывались за высокими стенами фасадов, и сейчас, спустя десятки лет, они интересуют лишь диггеров, урбанистов от искусства и экспериментальных фотографов. Интересуют, как оказалось, не зря.

«Такая архитектура работает как многослойный текст, доносящий до своих пользователей и обозревателей правила игры эпохи научного социализма. В ней можно увидеть и остановившийся ход истории, и установку на поддержание структуры ради самой структуры, и квазирелигиозную идеологию. Но мне кажется, что на базовом, психологическом уровне в нее встроен еще и некий ограничитель – ограничитель языка, ограничитель движения, блок в сознании», – считает фотограф Алексей Боголепов.

На выставке можно посмотреть работы из цикла «Корейский перешеек» (уникальный регион к северу от Санкт-Петербурга), начиная от старинных дачно-усадебных земель и заканчивая бывшими финскими территориями, фотографии промышленной зоны «Парнас», спроектированной в 1970-е годы, а также фотографии нестандартных жилых застроек Сестрорецка. Фотографии зданий «Корейского перешейка» не подписаны – на первый взгляд это странно, потому что целью выставки представляется знакомство с доселе не изведанными архитектурными объектами. На самом же деле автор выставки и здесь постарался сохранить тайну: мало кто даже из жителей Петербурга знает, что эта одиноко стоящая башня у метро «Пионерская» – архив Военно-морского флота.

Художники, заставшие переход империи к социализму, пугались новой городской моды. Городские дома не любил Андрей Платонов, потому что «они в точности похожи на закрытые гробы». Но и в рабочем городе, который все еще движется к коммунизму, можно разглядеть красоту – наверное, это и есть задача художника, которую поставил перед собой фотограф Алексей Боголепов. Он видит красоту районных кварталов, видит, что над вывесками «Продукты» или «Парикмахерская» в городе Сестрорецке высится шедевр советской архитектуры, мимо которого ежедневно ходят горожане, которые и помыслить не могут о том, что их дом будет разглядывать на фотографии столичная публика.

"