Posted 13 августа 2014,, 20:00

Published 13 августа 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:26

Updated 8 марта, 04:26

Захватывающее путешествие

Захватывающее путешествие

13 августа 2014, 20:00
В Мраморном дворце Русского музея стартовала выставка, приуроченная к шестидесятилетию Латифа Казбекова – художника-графика, чье творчество сложно приспосабливается под привычные определения. Казбеков не впервые выставляется в Русском музее, однако впервые речь идет о персональном показе, включающем в себя акварели и г

Психологическая и философская подоплека работ такова, что экспозиция перестает быть «демонстрационной площадкой», как только «заглядываешь в глаза» художественному замыслу. Потому что виртуозная техника и оригинальный пластический язык не цель, не финал, а средства, с помощью которых художник повествует о вещах мучительно важных, сложно постижимых и не имеющих четко очерченных границ.

Казбеков-художник существует на стыке трех мировоззрений – восточного, русского и западноевропейского, что позволяет ему видеть мир многогранным и многомерным. Собственный жизненный опыт – он родился в горном селении Аксу (Казахстан), рано лишился отца, взрослел в повседневных заботах (в семье росло десять сыновей) – постепенно трансформировался в сверхчувственное ощущение времени, пространства, законов бытия.

Первыми профессиональными «университетами» стало Алма-Атинское художественное училище имени Гоголя. В Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Казбеков попал в класс замечательного графика, художника книги Геннадия Епифанова. Позже судьба свела его с Валентином Курдовым – учеником Михаила Матюшина и Кузьмы Петрова-Водкина, а в дальнейшем и Казимира Малевича, пусть сам художник и говорил, что не может считать себя воспитанником основоположника супрематизма, так как «не разделил с ним все сложности жизни».

Казбеков помогал Курдову в работе, долгие часы проводя в его мастерской, на практике постигая тайны книжной графики. На данный момент количество книг, проиллюстрированных самим Казбековым, перевалило за сотню. Но и создавая произведения, находящиеся за рамками литературного сюжета, мастер опирается на принципы драматургии, отчего герои его работ, будь то деревья, предметы мебели или металлические шестеренки, становятся полноправными действующими лицами неких событий. Изготовленная при помощи специального пресса из хлопка-сырца или льна рукотворная бумага придает акварелям особую фактурность и выразительность.

Нынешнюю экспозицию можно сравнить с захватывающим путешествием, цель которого не вполне определена. Работы не «отпускают» от себя и путают «дороги», побуждая возвращаться назад и «чертить» на паркете, складывающиеся в причудливые геометрические фигуры, невидимые линии. Эта повышенная двигательная активность сродни смене состояний в самих акварелях. Вот триптих «Движение осени» (2007) с поступательно меняющейся цветовой гаммой – от сочно-оранжевого к неприкаянно-серому. Осень у Казбекова – не просто время года, позволившее запечатлеть себя на бумаге, а полноправный соавтор, влияющий не только на кисть в руках художника, но и на смену событий в «книге» мироздания. Так, и «Зимняя аллея» (2009) «осведомлена», куда и откуда она ведет, и рождественская ночь («Ночь перед Рождеством», 2003) таит в себе великое знание…

"