Posted 12 августа 2012,, 20:00

Published 12 августа 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:33

Updated 8 марта, 05:33

Размышления у парадного портрета

Размышления у парадного портрета

12 августа 2012, 20:00
В рамках проекта «Лица России» Русский музей открыл в залах Михайловского замка постоянную экспозицию «Царские и императорские парадные портреты». Впервые мысль о создании в России национальной портретной галереи высказал Александр Бенуа, ставший в 1905 году вместе с великим князем Николаем Михайловичем, Дягилевым, Вра

Идея организации портретной галереи по типу лондонской активно стала муссироваться в первое десятилетие XXI века. Однако, по словам главного хранителя Русского музея Ивана Карлова, в полной мере подобный проект может быть осуществлен либо в виртуальном виде, либо в нескольких музеях. Дело в том, что Лондонская национальная галерея складывалась еще в середине XIX века, когда представители английских аристократических родов стали добровольно передавать ей художественные произведения из фамильных собраний. В сегодняшней России художественное наследие распределено между несколькими крупными и рядом провинциальных музеев, и извлечение из их фондов отдельных экспонатов значило бы разрушение уже сложившихся коллекций.

Экспозиция «Царские и императорские парадные портреты» включает в себя 50 полотен. Каждый зал выдержан тематически. В зале-ротонде демонстрируются портреты представителей фамилии Романовых допетровского периода и портрет Ивана Грозного; в Зале антиков – аллегорический и групповой портрет; Рафаэлевский зал и Тронная отданы под парадный портрет русских императоров и императриц начиная с Петра I и заканчивая Николаем II. Замыкают экспозицию (в бывшей столовой) портреты великих князей и княжон в младенчестве и отрочестве.

А. П. Антропов. Портрет Петра III.

Благодаря уникальности своего собрания Русский музей имеет возможность раскрыть тему достаточно широко. В том числе и потому, что в его фонды попало некоторое количество произведений из существовавшей в первой половине XIX столетия в Зимнем дворце портретной галереи представителей династии Романовых. «Романовская галерея» была расформирована после октябрьского переворота 1917-го. Значительная часть ее экспонатов была отправлена на международные аукционы, что-то попало в музеи, что-то оказалось распределено по театрам и киностудиям, а потом, как в случае с киностудией «Ленфильм», было продано по остаточной стоимости в частные руки.

В череде широко и мало известных полотен особый интерес представляют парсуны – разновидность картин переходного периода древнерусского искусства конца XVI – XVII веков, соединяющих традиции иконописного мастерства и живописного портрета. По большей части эти работы принадлежат кисти неизвестных художников, относящихся к кругу живописцев Оружейной палаты. В целом же увековечиванием образов представителей царской династии занимались все самые крупные портретисты XVIII–XIX веков, работы которых весьма полно представлены в музее.

В самое ближайшее время Русский музей намерен продолжить работу над созданием национальной портретной галереи «Лики России» и дополнить постоянную экспозицию работами разных периодов – от конца XVII столетия до новейшего времени.

"