Posted 12 мая 2015,, 21:00

Published 12 мая 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:59

Updated 8 марта, 03:59

Классика с драйвом

Классика с драйвом

12 мая 2015, 21:00
VII Международный музыкальный фестиваль в Ярославле и городах Ярославской области приятно удивил смешением жанров и выступлениями мировых звезд.

Каждый год в майские праздники Ярославль меняется. Ибо здесь проходит Международный музыкальный фестиваль, художественный руководитель которого, Юрий Башмет, старается поразить город и окрестности чем-то новым и свежим.

Вообще говоря, удивить чем-то ярославцев – это задача серьезная. Тысячелетний город – не просто провинция, а провинция очень музыкальная, с традициями. Здесь родился великий тенор Леонид Собинов. С ранних 1970-х активно в городе действует джаз-клуб. Значит, есть фестивали и гастролеры. Да и до Москвы два часа езды.

Фестиваль Башмета (будем так называть для краткости) проводится в майские праздники и, естественно, приурочен к празднику Победы. Есть, конечно, определенная доля официоза, но вообще-то фестиваль, как сейчас принято говорить, не про то, а про музыку. Классика – в основном «классическая», романтика. С вкраплениями фолка, джаза и современных композиторов. С самого начала в программе – намеренно или нет – соединились жанры, стили и профессии. «Десять-пятнадцать лет назад такой фестиваль можно было бы представить в Брюсселе, Амстердаме, Лондоне, – сказал «НИ» участник фестиваля, актер Михаил Полицеймако. – Где угодно. Но не в Ярославле!»

В первый же день, на открытии, сыграли «Стикс» Гии Канчели (это знаковое, «фирменное» сочинение для Башмета, с участием местной хоровой капеллы «Ярославия»). Это, можно сказать, такой умеренный авангард для широкого слушателя; туда ради шутки Канчели вплел свою знаменитую «грузинскую» тему из «Мимино». В начале «нулевых» «Стикс» был определенным хитом (запись Башмета на Deutsche Grammophon продавалась неплохо даже у нас), но это не кроссовер, а произведение довольно тонкое. Поначалу так просто шокирующее: очень резкое противопоставление тихих и громких частей, «дышащий» хор, шелестящий альт... Впрочем, на это и расчет. И публика отреагировала правильно. Сидела, не шелохнувшись, не дыша, по окончании взорвавшись овацией.

Тему советских композиторов-авангардистов продолжила спецпрограмма скрипачки Татьяны Самуил под названием «Татьяна Самуил карт-бланш». Помимо «Танцовщика на канате» Губаудуллиной сыграли «Историю солдата» Стравинского, где чтецом выступил вышеупомянутый Михаил Полицеймако. Вообще говоря, приглашать громкие киношные персоналии вроде Хабенского или вот теперь Полицеймако – не всегда хорошо, потому что очевидные звезды оттягивают на себя внимание. Впрочем, в случае с Михаилом Полицеймако все сложилось именно как нужно: и чтец прекрасный, и играет хорошо.

Хитом стало опять-таки смешение жанров, программа «Кто боится барокко?!» Итальянский певец и танцор Винченцо Капецуто и трио Soqquadro под управлением Клаудио Борджианни. Барокко и неаполитанские песни под аккомпанемент ударных, бас-кларнета и барочной гитары. Хит программы – Vurria ca foss’io ciaola, неаполитанская песня XVI века, новинка в репертуаре коллектива.

Оригинальную программу в жанре условного world fusion представили Le Trio Joubran, франко-палестинский коллектив. Три брата Жубран – православные палестинцы. Виртуозы игры на струнном национальном инструменте уд, при этом один из братьев – сам же и мастер, сделавший эти инструменты. Фольклорным пуристам такое, конечно, покажется профанацией. Но для жанров типа world beat или world fusion такие штуки вполне приемлемы. Да и сами музыканты – к слову, удисты не в первом поколении – не скрывают, что не хотят играть традицию, а хотят расширяться за счет внешних факторов. Три уда плюс ударные плюс вокал (как-то с ними записывался еще один знаменитый в мире world fusion удист и вокалист, известный у нас Дафер Юссеф). Кредо четкое: «Мы не играем традицию. Мы хотим дать нашему любимому инструменту будущее. Пусть когда-нибудь нас самих назовут традицией...» Уд вообще-то инструмент нежный и медитативный. Но у Le Trio Joubran получается настоящий роковый драйв, иногда просто чрезмерный – такое и на стадионе хорошо смотрелось бы.

"