Posted 12 марта 2012,, 20:00

Published 12 марта 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:40

Updated 8 марта, 05:40

Орел или решка?

Орел или решка?

12 марта 2012, 20:00
В Синей спальне Зимнего дворца открылась выставка «Вторая жизнь. Монеты и медали в европейском прикладном искусстве». Экспозиция включает в себя более восьмидесяти предметов, хранящихся в собрании Государственного Эрмитажа, но не составляющих единой коллекции и имеющих различное «происхождение». Так, изделия, выставлен

Новую жизнь медали и монеты получали благодаря прославленным и безвестным мастерам, которые использовали чисто функциональные, по сути, предметы для создания художественных произведений. Появившееся в VI веке до н. э. «универсальное средство обмена», коим является монета, волею предприимчивых ювелиров уже в античные времена стало элементом перстней, браслетов и подвесок. Как нельзя лучше этому способствовало не только удобство формы (кружок металла с рельефным изображением), но и сам материал (золото, серебро, медь). Медали же, если верить легенде, появились на свет с легкой руки итальянского поэта Петрарки, с упоением коллекционирующего древние монеты и высказавшего вслух пожелание о создании своеобразных памятников, способных увековечить образы исторических персонажей.

Использование медалей и монет в прикладном искусстве поражает многообразием. Не ограничивая собственную фантазию ювелирными украшениями, мастера декорировали монетами серебряные сосуды, кубки, табакерки, ложки, броши-медальоны и даже изделия из фарфора. Декорированные подобным образом предметы мебели представлены в экспозиции французскими шкафами-медалье, выполненными в технике Буль, названной по имени возглавившего в конце XVII века мебельные мастерские в Лувре мебельщика-краснодеревца Андре-Шарля Буля. Тончайшие узоры, завитки и листья, вырезанные из панциря черепахи, эффектно выделяются на фоне полированной меди. Шкаф-медалье, изготовленный во второй половине XVIII века, поступил в Государственный Эрмитаж из коллекции графов Шереметевых: на каждой из его створок, в виде подвешенных гирлянд, закрепленных на розетке, размещено по семь медалей (четыре из них спускаются вертикально, три образуют полукруг). Шкаф-медалье середины XIX столетия, находившийся до 1896 года в собрании Кочубея (позже – в музее Центрального училища технического рисования барона Штиглица), украшен медалями, подвешенными на двух вертикальных лентах.

На выставке широко представлены работы ювелиров, принадлежащих к немецкой художественной школе, ведущих мастеров фирмы Фаберже; отдельный раздел посвящен нумизматическим произведениям, включенным в декор изделий петербургских мастеров XVIII столетия. Первыми же хронологически в экспозиции стали изделия античных мастеров: обрывки ожерелий, собранных с помощью небольших колец из серебряных монет (римских денариев) во II веке до н. э. – III н. э; древностью веет и от золотой монеты-медальона с портретом римского императора Гордиана III (238–244), закрепленной на плетеном шнуре (Восточное Средиземноморье, III век н. э.). Отдельный интерес представляет относящийся к середине прошлого века «новодел» из Кубы: сувенир с памятной серебряной монетой 1953 года, посвященной 100-летию со дня рождения поэта и публициста Хосе Марти, при изготовлении которого использовался пластик и брелок для часов с серебряной монетой 1949 года, выпущенной в период Первой республики (1902 – 1962).

"