Posted 11 ноября 2014,, 21:00

Published 11 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:10

Updated 8 марта, 04:10

«Тщательное наблюдение и изучение красот…»

«Тщательное наблюдение и изучение красот…»

11 ноября 2014, 21:00
В Михайловском замке Русского музея открылась выставка, приуроченная к 250-летию со дня рождения Григория Угрюмова – крупнейшего художника рубежа XVIII–XIX веков, руководителя класса исторической живописи Императорской академии художеств. Помимо таланта и незаурядного педагогического дара судьба облагодетельствовала Гр

Будущий художник родился в семье купца Норской слободы Ярославской губернии. Долгое время местом его рождения считалась Москва, и лишь в последние годы ярославским краеведам удалось установить, что Гриша Угрюмов появился на свет в Норской слободе. С шести лет его «художественными университетами» стала возглавляемая сподвижником Екатерины II Иваном Бецким Императорская академия художеств. 21 апреля 1770 года мальчик был зачислен в Воспитательное училище, чтобы пройти, согласно установленным Бецким новым правилам, состоящий из пяти «возрастов» (на каждый выделялось три года) пятнадцатилетний курс обучения.

Представленная в экспозиции картина на библейский сюжет «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» была написана Угрюмовым между 23 сентября 1784 и 14 апреля 1785 года, за нее художник удостоился малой золотой медали, аттестата I степени и шпаги. Вслед за выпуском последовала поездка за казенный счет – в качестве пенсионера академии – в иностранные государства. О времени пребывания молодого Угрюмова в Италии вспоминал много лет спустя в статье-некрологе «Сведения о Григории Ивановиче Угрюмове и его произведениях» конференц-секретарь Академии художеств, критик и издатель «Журнала изящных искусств» Василий Григорович: «…в Риме занимался он рисованием антиков и копированием с лучших мастерских картин. Тщательное наблюдение и изучение красот, в оных заключающихся, облагородили вкус Угрюмова, усовершенствовали его рисунок и развили природные его способности».

В конце лета 1791 года Угрюмов был назначен преподавателем по классу исторической живописи Императорской академии художеств, в стенах которой проработал более тридцати лет (в сентябре 1720 года был избран ректором академии), до самой своей, вследствие тяжелой болезни, безвременной кончины.

В числе произведений, вошедших в юбилейный показ Русского музея, одно из самых значительных творений художника – полотно «Испытание силы Яна Усмаря» (между 1795 и 15 июля 1797), изображающее легендарного летописного богатыря. Светло-проникновенные работы религиозной тематики – «Фигура благословляющего Спасителя», начало 1820-х годов; иконы, выполненные для Казанского собора Санкт-Петербурга между 1806 и 1811 годами, и блестящие образцы портретной живописи – портрет купца в полосатом жилете, 1790-е годы, портрет А.М Серебряковой, 1813 год – демонстрируют иные грани таланта великого русского живописца Григория Угрюмова.

"