Posted 11 сентября 2003,, 20:00

Published 11 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Восточная песня о главном

Восточная песня о главном

11 сентября 2003, 20:00
Узбекские кинематографисты хотят делать хорошее советское кино

Процесс возрождения постсоветского кино начался. Российские киностудии уже создают картины, достойные Канн и Венеции. Украинские фильмы выдвинуты в этом году на премию «Оскар». О себе пытаются заявить кинематографисты и других стран СНГ. Недавно в посольстве Узбекистана в Москве состоялся показ двух замечательных работ узбекских кинематографистов – режиссерский дебют Жульфекара Мусакова «Мальчики в небе» и фильм «БОБАБУ» Али Хамраева.

Кинематограф Узбекистана сегодня в России известен лишь узкому кругу специалистов. Между тем в Ташкенте большая часть кинотеатров с успехом «крутит» «Брата» и «Брата-2», «Антикиллера» и старое советское кино (а три четверти узбекского населения смотрит российские телеканалы). Узбеки умудрились, несмотря на все потрясения, связанные с развалом СССР, не утратить вслед за Прибалтикой любви к России. Мы для них по-прежнему братья, мы им по-прежнему интересны. О чем свидетельствует ситуация с прокатом кинокартин в стране. Большая часть кинохитов – не американская продукция, а российская. А вот местных национальных кинолент мало. Хотя «Узбекфильм» по-прежнему жив, и чиновники всех рангов поговаривают о возрождении Ташкентского международного кинофестиваля, престижного и представительного форума в годы СССР.

По словам представителя посольства Узбекистана в Москве Олега Шатуновского, «Узбекфильм» получает от государства дотацию в размере миллиона долларов и может позволить себе роскошь – снять около 9 картин в год, стоимость каждой из них примерно сто тысяч долларов. Этого мало, но «Узбекфильм» не Голливуд и даже не «Мосфильм». Малобюджетное кино пока удовлетворяет национальный кинорынок. А судя по культурному уровню представленных в посольстве картин, выделенных средств достаточно, чтобы делать отличное кино.

Кстати, в идейной проблематике обеих лент, показанных в посольстве, чрезвычайно сильна тяга к советскому образу жизни. Все те же ностальгические (при национальном колорите, конечно же) хрустальные вазочки и рюмочки в шкафах-стенках. Все те же «тюли» на окнах, тот же принцип расставлять мебель в комнате. Старик в белых шароварах и тюбетейке курит «Мальборо» так, как курят эти сигареты большинство фронтовиков – отрывая фильтр и оборачивая сигарету в газетный клочок. Он даже матерится (по-русски, разумеется), вызывая благодушный смех в кадре. И в зале. Это советское общее прошлое привносит в фильмы узбеков приятный ностальгический флер.

Опираясь на исторические традиции, узбекские фильмы зачастую выигрывают у того нашего кино, которое сегодня активно рвет со старой традицией, стремясь вырваться к голливудским стандартам качества, к «гламуру» и «трэшу». В итоге вырваться-то и не получается, а вот старое, наработанное годами уходит, гибнет в попытках оккупировать чужое и «прописать» его на своей территории. Выглядят такие старания (и страдания) довольно убого.

На презентации в посольстве Узбекистана показали две картины, которые в последние годы стали гордостью страны. Первая из них – «Мальчики в небе» – очень современная история о друзьях-старшеклассниках. Все социальные проблемы, поднятые в картине, носят межнациональный характер. Другими словами, близки любому гражданину любого государства, несмотря на то, что действие перенасыщено красивой восточной экзотикой, местным колоритом и местными обычаями. Однако любовь, дружба, труд – все это является частью модного ныне антиглобалистского стиля, ибо присутствует на любой территории и не отмечено национальной стилистикой. Отрадно, что глобализм близок Узбекистану.

Вторая картина – «БОБАБУ» – притча культового режиссера Али Хамраева. Там «говорят» на непонятном интернациональном языке первобытных звуков. Время действия определить невозможно. Все, что мы видим: пустыня, два брата и женщина (они и есть Бо, Ба и Бу). Из-за красавицы Ба постоянно происходят несчастья. И, чтобы не было более яблока раздора, ее убивают…

Можно предположить, что, имея такой культурный бэкграунд, Узбекистан имеет все шансы в недалеком будущем совершить культурный рывок, встав в один ряд с Японией и Южной Кореей. Ведь культура в большинстве случаев является проявлением многих скрытых амбиций и возможностей того или иного государства. Судя по продемонстрированным картинам, желание интеграции с Россией на сегодняшний день и является «песней» о главном узбекского кинематографа.