Рус
Eng
«Так, какие-то фигурки…»

«Так, какие-то фигурки…»

12 августа 2015, 00:00
Культура
Ирина МУСТАФИНА
В галерее «Беляево» на юго-западе Москвы открылась выставка «Практика реальных исследований», подготовленная выпускниками Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко совместно с Государственным центром современного искусства. Участники проекта фиксируют жизненное пространство и открывают в привычных вещах новые смысл

Выставка «Практика реальных исследований», экспонирующаяся в двух залах галереи «Беляево», в некотором смысле сопоставима с научным экспериментом. В своих произведениях – художественных объектах, видео и фотографиях – выпускники Школы Родченко пытаются запечатлеть и проанализировать реальность. Скажем, в серии фотографий Софьи Гавриловой нашу среду обитания олицетворяет ряд урбанистических пейзажей с бесчисленными заводами и торговыми центрами. А в видеоработе «Территориальные ценности» аналогичные снимки складываются в своеобразную историю цивилизации.

Для некоторых художников жизненное пространство становится материалом для развития художественного языка. В качестве примера на выставке показывают интерактивную инсталляцию известного художника и преподавателя Школы Родченко Владислава Ефимова. Комбинируя на экране различные объекты (многие из них – предметы быта), автор дает возможность зрителю самому искать между ними логические и ассоциативные связи.

Та же идея лежит в основе видеоработы арт-группы «Низкое давление». На растиражированные изображения естественных ландшафтов (такие картинки обычно ставят на заставку рабочего стола) накладываются банальные высказывания о социальных ролях мужчины и женщины, почерпнутые на просторах Интернета. У кого-то может возникнуть ассоциация с проблемой соотношения мужского и женского начала в природе, у кого-то – иная из нескольких миллионов возможных. Суть в том, чтобы посмотреть на привычные вещи под другим углом зрения.

Вопрос лишь в том, поймет ли и захочет ли принять правила этой игры зритель районной галереи. Спрашиваем у посетительницы пенсионного возраста, как она понимает одну из работ, и получаем вполне предсказуемый ответ: «Так, какие-то фигурки…»

Галерея «Беляево», когда-то давно ставшая площадкой для советских художников-нонконформистов, с недавних пор входит в объединение «Выставочные залы Москвы». Это объединение, подведомственное департаменту культуры, вполне успешно занимается развитием музейного дела в спальных районах: чтобы жители могли приобщиться к прекрасному практически не вставая с дивана.

Однако выставка «Практика реальных исследований» куда органичнее смотрелась бы в ГЦСИ, куда приходит более подготовленная публика. В Беляево же она выполняет не образовательную, а скорее отпугивающую функцию. Зритель остается один на один со сложносочиненными экспонатами, в большинстве своем не снабженными никакими текстами, которые хоть немного разъясняли бы их смысл. В качестве вводного слова при входе на выставку приводится комментарий куратора Виталия Пацюкова, но написан он настолько заумно, что имеет все шансы еще больше запутать, нежели помочь. И если одним посетителям эта головоломка придется по душе, то у других может попросту не хватить мотивации еще раз прийти в музей, даже в тот, что рядом с домом.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter