Posted 10 августа 2006,, 20:00

Published 10 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:09

Updated 8 марта, 09:09

Лебединые балеты

Лебединые балеты

10 августа 2006, 20:00
В репертуаре Летнего фестиваля балета, открывшегося 1 июля на сцене Московского театра «Новая Опера», представлена «золотая триада» балетов П.И. Чайковского («Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица»). По замыслу организаторов фестиваля во главе с его генеральным продюсером Федором Рындиным, все они предназна

За четыре десятилетия существования первого в мире профессионального музыкального театра для детей его балетная труппа прошла путь от пяти исполнителей танцевально-пластических эпизодов в оперных спектаклях до полноценного балетного коллектива, которому по силам спектакли любой сложности. Сегодня это самый молодой и перспективный государственный балетный коллектив страны (65 выпускников лучших хореографических училищ России, подавляющему большинству артистов – менее 30 лет), который отличает высокий профессионализм, великолепная актерская школа и стремление к оригинальным хореографическим решениям.

С приходом в театр нового художественного руководителя балета – премьера Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Владимира Кириллова – коллектив обрел «второе дыхание». На сцене театра появились интересные спектакли современного и классического репертуара, рассчитанные на семейные просмотры, в частности – балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Юнона» и «Авось» А. Рыбникова, «Болеро» М. Равеля, «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина...

Существует ошибочное мнение, что Театр Сац – это театр только для малышей. На самом деле его репертуар разнообразен, здесь одинаково интересно и детям, и подросткам, и взрослым. Наталия Ильинична Сац, основатель и многолетний руководитель театра, считала, что надо «учить детей любить», и поставила на сцене своего театра оперу «Мадам Баттерфляй». Поэтому появление в афише театра полноценных балетных спектаклей – всего лишь продолжение традиции.

Оригинальная постановка «Щелкунчика» (версия В. Кириллова, хореография Б. Мягкова), осуществленная театром к 100-летию со дня рождения Н.И. Сац (2003), существенно отличается от известных, ставших классикой спектаклей и от авангардного спектакля в декорациях Шемякина в Мариинке. Она любопытна прежде всего тем, что приближена к своей первооснове – известной сказке Гофмана о мышином короле.

Мнения критиков в отношении «Лебединого озера» (2005) в постановке Владимира Кириллова диаметрально разошлись: одни считали новую версию балета интересной новаторской работой, другие ностальгировали по постановкам Большого и Мариинки. Известно, что споры о любом новом спектакле – верный показатель того, что его стоит посмотреть; было бы куда хуже, если бы о балете упоминали только в театральных афишах.

Основой новой постановки «Лебединого», по мнению Владимира Кириллова, стал динамично развивающийся сюжет. «Мы стремились, – сказал он, – создать спектакль, обладающий повышенной силой эмоционального воздействия, который одинаково понятен и интересен как взрослым, так и детям». Постановщик убрал многие вставные номера, одновременно расширив и углубив сюжетное развитие отдельных партий, в частности принца («Сцена раскаяния»). Добавились и другие «уточнения». При этом полностью сохранен знаменитый «Белый» (второй) акт, святая святых «Лебединого озера».

Владимир Кириллов, как никто другой, знает «Лебединое озеро», что называется, «изнутри»: двадцать лет он блистал в партии принца Зигфрида, а еще десять танцевал партию волшебника Ротбарта на сцене Театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, в котором в 1953 году хореограф В. Бурмейстер поставил свою, отличную от общепринятой версию «лебединого балета» П. Чайковского. Тогда попасть на этот спектакль можно было, пройдя через кордон конной милиции, которая регулировала толпы жаждущих купить «лишний билетик».

Стоит напомнить, что долгая сценическая судьба балета П. Чайковского «Лебединое озеро» складывалась непросто: первая постановка 1877 года завершилась оглушительным провалом, и о балете забыли до 1895 года, когда состоялась премьера его новой версии, осуществленной известными хореографами Мариусом Петипа и Львом Ивановым. Эта постановка считается классической, именно она лежит в основе всех последующих версий и редакций «Лебединого», которые принципиально разнились только концовкой (в одном случае герои в борьбе со злом погибали, в другом – побеждали, оставаясь жить).

«Лебединое озеро» – это серьезный экзамен для любой балетной труппы, и надо сказать, что артисты Детского музыкального театра им. Н. Сац

с честью его выдержали.

"