Posted 10 августа 2005,, 20:00

Published 10 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:30

Updated 8 марта, 09:30

Президент Выборгского кинофестиваля Армен Медведев

Президент Выборгского кинофестиваля Армен Медведев

10 августа 2005, 20:00
Завтра в Выборге открывается XIII фестиваль «Окно в Европу». Это один из главных отечественных кинофорумов, где, наряду с сочинским «Кинотавром», демонстрируют лучшие премьеры сезона. Накануне старта фестиваля его президент Армен Медведев, в прошлом министр кинематографии РФ, ответил на вопросы «Новых Известий».

– Изменилось ли что-нибудь в «главном из искусств» с 90-х годов, когда вы профессионально отвечали за развитие отечественного кино?

– Теперь у кинематографистов нет той зависимости от государственных денег, которая существовала тогда. Российские предприниматели осознали, что сейчас кино – это бизнес, и стали вкладывать в него деньги. В мое время целью господдержки было сохранить национальный кинематограф, не допустить разбегания профессиональных кадров, словом – выжить и дожить до лучших времен. Сейчас государственная помощь нужна в качестве противовеса негативным рыночным тенденциям – чтобы поддерживать «группу риска», то есть дебютантов, а также художественные проекты, которые не обещают прибыли, но обещают моральные дивиденды.

– Но, судя по результатам, большое число картин, поддержанных государством, не приносит ни денег, ни славы.

– Эта проблема существовала всегда. В советское время многие сетовали на поток «серых» фильмов, как их тогда называли. Не берусь подсчитывать, сколько именно фильмов сейчас уходит в пустоту, но они есть, и это не единицы. Но вместе с тем я бы обратил внимание на другой поток – поток зрелых дебютов, за которыми стоят взрослые люди, уже получившие одну специальность и затем перешедшие в кино. Это – знамение времени. Я бы даже позволил себе сравнить нашу современную ситуацию с той, что возникла во время хрущевской оттепели, когда в кино пришли режиссеры «от Чухрая до Гайдая», многие из которых прошли войну и были вполне сложившимися людьми. Это очень интересная тенденция.

– Каково, на ваш взгляд, место «Окна в Европу» в череде российских кинофестивалей?

– Прежде всего, это городской, а не курортный фестиваль. У него есть постоянная публика, которая растет и развивается вместе с ним. Для фестиваля очень важно, что в Выборге появляется студенчество и что город, который до 1940 года принадлежал Финляндии, все больше и больше становится распространенным образцом русского города. Мы стараемся учесть характерные черты выборгской социодинамики и предлагать здешней аудитории фильмы для продвинутых зрителей. Это не блокбастеры, не жанровые погремушки, это фильмы, предлагающие зрителю не просто развлечься, а задуматься над чем-то важным.

– Но хватает ли в России фильмов требуемого уровня, чтобы обеспечить два больших национальных кинофестиваля, я имею в виду Сочинский и Выборгский, или отборщикам приходится, как в шахматах, «жертвовать качеством»?

– Я беседовал с новыми руководителями «Кинотавра». Думаю, нам нужно уходить от традиционного деления: вы охватываете первое полугодие, мы – второе. Я предполагаю обмен картинами – в Сочи в виде отдельных событий показываются «выборгские» картины, в Выборге – «сочинские». Собственно говоря, со своей стороны мы так уже делаем несколько лет. В этом году из сочинской программы покажем вне конкурса «Бедных родственников» Павла Лунгина, «Статского советника» Филиппа Янковского, «Удаленный доступ» Светланы Проскуриной и «Требуется няня» Ларисы Садиловой. Не вижу ничего зазорного и в том, что конкурсный фильм одного фестиваля попадет и на другой. Но этот год сложился так, что нам и Сочи не пришлось делиться конкурсными картинами.

– Не кажется ли вам, что три конкурса – игровой, документальный и анимационный, – да еще на разных площадках, разбрасывают и утяжеляют фестиваль?

– Я понимаю, о чем вы говорите. Такая опасность существует. Чтобы свести ее к минимуму, мы приняли решение показывать все конкурсные программы в одном зале, чтобы, как в классическом театре, возникло ощущение триединства времени, места и действия. Больше того, я не исключаю, что года через два мы придем к единому конкурсу с единым жюри, которое будет выбирать лучшие фильмы из всего потока, а не из отдельных «резерваций».

– Как относятся к фестивалю городские власти?

– Мне кажется, они понимают, какое значение имеет кинофестиваль для культурного статуса Выборга, и предоставляют нам все лучшее из того, что имеют: лучшую гостиницу для проживания, лучший кинотеатр для показов, лучший замок для финальной церемонии, лучшую библиотеку для «круглых столов». Если вы видели кинотеатр «Выборг» в дофестивальные времена, то можете сравнить его с тем «Выборг-паласом», в который он превратился. И это еще не все – вскоре он будет достроен и превратится в настоящий фестивальный центр.

– В прошлом году значительным событием фестиваля стало чтение Никитой Михалковым отрывков из сценария «Утомленных солнцем-2». Припасли ли вы нечто подобное на этот раз?

– Придется раскрыть сюрприз… Я очень надеюсь на приезд Андрея Смирнова, который, как вы знаете, после «Осени» ничего не снимал уже четверть века, хотя снимался и даже получал премии как актер. Он представит свой проект «Жила-была одна баба», перекликающийся с его первым короткометражным фильмом «Ангел».

"