Posted 10 мая 2016,, 13:09

Published 10 мая 2016,, 13:09

Modified 8 марта, 02:10

Updated 8 марта, 02:10

Игра в классики

Игра в классики

10 мая 2016, 13:09
Фильмом Вуди Аллена «Светская жизнь», рассказывающим о безумствах богемной жизни в Голливуде 1930-х годов, 11 мая стартует 69-й Каннский кинофестиваль. Состав имен нынешних конкурсантов даже для фестиваля номер один на планете является исключительным. Это сплошь знаменитости, в основном каннские призеры, некоторые из н

Таким мог бы быть юбилейный фестиваль, который будет проходить на Лазурном берегу в будущем году. Хотя, кто знает, Каннский фестиваль хоть и славится своей консервативностью и придерживается правила «не отпускать» от себя своих фаворитов, иногда преподносит неожиданные сюрпризы. Может быть, как раз конкурс следующего, юбилейного 70-го фестиваля и будет сплошь состоять из имен дебютантов – будущих гениев и их фильмов-открытий?

Нынешний «классический» состав конкурсной программы может вызвать двоякую реакцию. С одной стороны, фестивальная публика, разумеется, хорошо реагирует на большие имена режиссеров, у которых снимаются большие актеры – есть на кого поглазеть, есть, кого поснимать на Каннской лестнице. Имена этого года: Изабель Юппер, Шайа Лабаф, Шарлиз Терон, Хавьер Бардем, Киану Ривз, Леа Сейду, Венсан Кассель, Марион Котийяр, Натали Бэй…

С другой стороны, это определенным образом снижает интерес знатоков. Ну, что, в самом деле, нового они могут увидеть у 80-летнего англичанина Кена Лоуча? Который и в своем новом фильме «Я, Дэниэл Блейк», продолжает гнуть свою соцреалистическую линию, борясь за права обиженных пролетариев. В центре картины – немолодой плотник и мать-одиночка, которым требуется соцпомощь.

Или у тех же уже не слишком молоденьких бельгийских братьев Дарденн, двукратных пальмоносцев, которые подхватили сквозную тему Лоуча и уже прекрасно ее разработали со всех сторон? Вряд ли их «Незнакомка» сулит какие-то неожиданности.

Или у популярнейшего в 1990-е провокатора, соединившего в своих ярких кричащих картинах кич и барокко, неистового Альмодовара? Его «Джульетта» – еще один крик женской души, еще одна женщина «на грани нервного срыва».

Надо заметить, что средний возраст участников конкурсной программы приближается к шестидесяти. Не говоря о патриархах, таких, как Кен Лоуч или Пол Верховен, почтенного возраста достигли те же Альмодовар, братья Дарденн, Джим Джармуш, главный представитель американского независимого кино (его фильм «Патерсон» – это история водителя автобуса и поэта-любителя Патерсона из города Патерсон), француз Оливье Ассайас (триллер «Персональный покупатель»).

На этом фоне совсем юным выглядит 27-летний канадец Ксавье Долан, который всего за семь лет, начиная с успеха фильма «Я убил свою маму», превратился в каннского ветерана. Четыре из пяти его лент были тут показаны. Новый его фильм «Это просто конец света» – история писателя, который после долгих лет отсутствия возвращается домой и объявляет о своей смертельной болезни.

Всего в конкурсе – 21 фильм. Отечественные кинематографисты завоевали высшую каннскую награду лишь однажды – в 1958 году обладателем «Золотой пальмовой ветви» стал фильм «Летят журавли» Михаила Калатозова. С тех пор она нам только снится. Получить ее в этом году шансов нет – русский фильм в конкурс не отобран.

Есть шансы у Кирилла Серебренникова получить приз «Особого взгляда», второй по значению программы Каннского кинофестиваля, куда включена его картина «Ученик». Это экранизация пьесы немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, которая в 2015 году была поставлена Серебренниковым в московском «Гоголь-центре» с названием «(М)ученик». Действие перенесено в Россию. В центре сюжета – школьник, вооружившийся Библией, но плохо ее усвоивший. Его поведение становится серьезным испытанием для его матери-одиночки, учителей и одноклассников. Главную роль в фильме исполнил выпускник Школы-студии МХАТ Петр Скворцов.

Что касается конкурса, то помимо вышеупомянутых, ее участницами стали три известные дамы-режиссера, во главе с 70-летней француженкой Николь Гарсия («Каменная болезнь»). В это трио вошла англичанка Андреа Арнольд, примкнувшая к каннскому истеблишменту со времен своего «Аквариума» (новая картина – «Американский мед» с Шайа Лабафом). Немка Марен Эд («Тони Эрдманн») – одна из немногих, кажется, еще не попавших в число каннских фаворитов.

Страну-хозяйку в конкурсе представят также Оливье Ассайас («Персональный покупатель»), Брюно Дюмон («В тихом омуте»), Ален Гироди («Вертикальное положение»). Лидер филиппинского кино Брильянте Мендоса представлен на фестивале фильмом «Ma’Rosa», модный датчанин Николас Виндинг Рефн – ужастиком «Неоновый демон», в котором начинающая модель попадает в злые сети тех, кто хочет отнять у нее красоту и молодость.

Со времен шумного успеха фильма «Развод Надера и Симин», принесшего иранцу Асгару Фархади «Оскара», фестивали не оставляют Фархади без внимания. В Каннах будет показана его новая картина «Моряк».

Американское независимое кино, помимо Джармуша, представляют Джефф Николс и актер и режиссер Шон Пенн. В основе картины «Лавинг» Николса – реальные факты. В 1958 году в штате Вирджиния Ричард и Милдред Лавинг были приговорены к тюремному заключению за вступление в межрасовый брак. Супруги добились отмены решения в Верховном суде Штатов, а значит, и отмены запрета на межрасовые браки. Ежегодно в США 12 июня в честь храброй пары отмечается Loving Day. Пенн снял в своей картине про действия американской гуманитарной помощи в Африке Шарлиз Терон, Хавьера Бардема и Жана Рено.

Не сдают свои позиции те, кто поднял «новую волну» в Румынии – Кристи Пую («Сьерра-Невада»), и обладатель «Золотой пальмовой ветви» Кристиан Мунджиу («Семейные фотографии»). Присутствие двух румынских картин в конкурсе Канн – событие небывалое.

Есть ли в каннском конкурсе хоть одна темная лошадка? Ну разве что бразилец Клебер Мендоса Филью с фильмом «Водолей».

"