Posted 9 апреля 2013,, 20:00

Published 9 апреля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:10

Updated 8 марта, 05:10

Развернутые с валов

Развернутые с валов

9 апреля 2013, 20:00
В Николаевском зале Эрмитажа проходит выставка «Развернутые с валов. Программа реставрации крупномасштабной живописи», в рамках которой представлены три полотна, получившие новую жизнь благодаря специалистам Лаборатории научной реставрации станковой живописи.

В силу сложившихся обстоятельств несколько десятилетий и «Таинство покаяния» кисти немецкого живописца Фридриха Овербека, и два портрета братьев Орловых, написанные датским художником Виргилиусом Эриксеном, были скрыты не только от зрителя, но и от профессионалов. Причина – в недостатке пространств, позволяющих размещать в запасниках в развернутом виде полотна больших размеров. По устоявшейся музейной практике картины, имеющие в ширину и высоту несколько метров, при условии, что их красочный слой не имеет повреждений, хранят без подрамников, накатанными на валы. Полотно накатывается красочным слоем наружу с соблюдением строго регламентированных правил. Перед тем как приступить к накатке, состояние работ тщательно проверяется и фиксируется.

Наряду с Петером Корнелиусом Фридрих Овербек – наиболее яркий представитель художественного направления, ставившего своей задачей обновление немецкой живописи в религиозном духе. Творческое объединение «Союз святого Луки» было создано Овербеком и его единомышленниками в 1809 году (в период обучения художника в Венской академии изобразительных искусств) и имело целью возродить стиль мастеров Средневековья и Раннего Ренессанса. «Назарейцы» (именно под этим термином приверженцы новой школы вошли в историю искусств) почитали живопись «поэзией в форме и цвете» и «божественным искусством».

Виргилиус Эриксен. «Портрет графа Григория Орлова».
Фото: С САЙТА МУЗЕЯ

Картина «Таинство покаяния» была написана Овербеком в 1864 году по заказу графа Владимира Орлова-Давыдова – любителя старины, писателя, почетного члена Академии наук. Она является авторским повторением одного из семи картонов на сюжет семи таинств, по которым в дальнейшем планировалось изготовить шпалеры – стенные безворсовые ковры с сюжетными композициями, вытканные ручным способом в технике репсового уточного переплетения. Намерение так и осталось неосуществленным, созданное же по воле русского графа полотно отправилось в Россию.

На валу произведение Овербека находилось с 30-х годов прошлого столетия, в связи с чем на нем образовались многочисленные деформации основы, потертости красочного слоя и иные дефекты. Восстановление картины потребовало серьезных реставрационных мероприятий, некоторые из которых были абсолютно уникальны. Так, исходя из технологических характеристик полотна Овербека, реставраторы разработали особенный способ укрепления масляной живописи.

Парадные портреты братьев Орловых развернули с валов впервые с 1960-х годов. Представители русского дворянского рода, возвысившегося при вступлении на престол Екатерины II, изображены придворным (и чрезвычайно модным в высшем обществе) живописцем Виргилиусом Эриксеном на придворной карусели 1766 года. Старший брат и любимец императрицы Григорий Григорьевич – в костюме римлянина, известный атлетическим телосложением младший брат Алексей Григорьевич – в костюме сарацина. Помимо крупномасштабной технической реставрации портрет Григория Орлова нуждался в специальной программе живописной реставрации, а для портрета Алексея Орлова художник-реставратор Ушаковский изобрел оригинальную систему изготовления подрамников для большемерных картин.

"