Posted 8 сентября 2009,, 20:00

Published 8 сентября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:33

Updated 8 марта, 07:33

Звезда Голливуда, актриса Тильда Суинтон:

Звезда Голливуда, актриса Тильда Суинтон:

8 сентября 2009, 20:00
Шотландская актриса, лауреат «Оскара», наград Берлинского и Венецианского фестивалей, Тильда СУИНТОН одинаково успешно выступает как в голливудских блокбастерах, так и в авторских проектах. Диапазон ее ролей поражает: от превратившегося в женщину мужчины в культовой картине «Орландо» по роману Вирджинии Вулф до злой ко

– Вы всегда играете личностей неординарных, идущих наперекор общепринятым правилам, чуждых тому, что их окружает. А в жизни всегда ли вы были бунтаркой?

– О, я всегда была слишком ленива для того, чтобы следовать каким-то заданным правилам. Я родилась в аристократической семье (хотя и не настолько богатой, как та, о которой идет речь в моей последней картине) и была артистичным ребенком. Нет большей беды, чем родиться художником в семье, где отродясь не было художников и где не любят искусство! Мне приходилось отвоевывать свою свободу, свое право быть такой, какая я есть. Наверное, это нашло отражение и в моем творчестве. Есть что-то очень интересное в социальной нише богатых, которая признает только фиксированные схемы поведения. А мне всегда нравилось оказываться вне этих схем. По сути, мы воплощаем в кино или в жизни только два образа – как все или отлично от всех. Может быть, я выбрала второй вариант потому, что первый сценарий, который я прочла в жизни, был «Человек, который свалился на землю» Дэвида Боуи. Так что мне всегда нравилось играть чужаков.

– Дэвид Боуи повлиял на вас? Иногда кажется, что вы неуловимо похожи...

– Благодарю, это лучший комплимент, который я слышала за долгое время. Конечно, мы похожи! Он мой брат! (Смеется.)

– Вы говорите по-русски и по-итальянски. Когда вам удалось выучить столько языков?

– Наверное, мне стоит извиниться перед русскими зрителями, – но надеюсь, мой акцент в фильме был не столь заметен. Тем более что я уже не в первый раз оказываюсь как-то связана с Россией. Мы снимали там «Орландо» – тогда я и прошла быстрый курс русского языка, и с тех пор какое-то минимальное представление о русском языке у меня осталось. По крайней мере, русский язык мне давался намного проще, чем английский. Да, и еще в «Бенджамине Баттоне» моя героиня встречается с Баттоном тоже в России (хотя на самом деле съемки проходили в Бербэнксе).

– Луко Гуаданино написал роль специально для вас. Вам было интересно играть русскую женщину, попавшую в совершенно другой мир?

– Да, мне было интересно сыграть роль Эммы – русской девушки, выросшей в интеллигентной семье, которая в начале 80-х вышла замуж за богатого итальянца для того, чтобы сбежать из клетки, а вместо этого попала в другую клетку, из одного ограниченного общества она попала в другое. Я много разговаривала с русскими женщинами, чья жизненная история похожа на судьбу Эммы: свадьба с богатым иностранцем, отъезд в Европу, невозможность вернуться назад. Они рассказывали мне о том, как открывшееся им богатство выбора и возможностей, торжество материализма и условностей в обществе просто заставили их замолчать, подчиниться, забыть себя как личностей. Они красились, наряжались, покупали драгоценности, но это не было полноценной жизнью, они так никогда и не смогли адаптироваться. Где-то в глубине души им стыдно: они продались, они струсили, они сменили клетку на клетку. Социализм на капитализм. Но для меня это все-таки сказочная история, а не реальная. Хотя я и встречала таких женщин – в золотых наручниках.

– Картина называется «Я есть любовь», это про вашу героиню. Что такое любовь для вас, Тильда, и как она соотносится с сюжетом фильма?

– Думаю, что любовь – это приятие одним человеком другого без всяких условностей и оговорок, это абсолютное приятие самого себя без всяких масок перед лицом другого человека, это отношения между абсолютными индивидуальностями. Любовь – это полный антагонизм самой концепции построения и развития продвинутого капитализма. Капитализм занят тем, что создает системы, в которых человеческая натура находится в подчиненном состоянии, люди типизированы, снабжены определенными характеристиками, ограничены и минимализированы. Если вам приходится жить в таком мире, то ваша жизнь тоже становится ограниченной: вы можете жить в определенном доме, делать определенные вещи, носить определенные драгоценности. И ваше свободное мышление тоже ограничено. Капитализм словно задает сценарий действия людям, сценарий, который не предусматривает ничего человечного.

– Думаю, сейчас такое построение жизни характерно в равной степени для Италии, России и большинства стран в мире.

– Наверное, так и есть, хотя это проблема, пусть и характерная для всего мира. Я говорю не о старинной феодальной системе, а о не так давно возникшем капитализме. «Капитализм: история любви» – спасибо Майклу Муру за подсказку!

– Это не первая ваша работа с Гуаданино?

– Нет, он уже снял документальный фильм со мной, вернее, про меня – со смешным названием «Любовная фабрика. Тильда Суинтон» – просто интервью со мной, которое тоже было представлено в Венеции несколько лет назад. Мы также сняли абсолютно безумный, полностью экспериментальный фильм «Протагонисты».

– Вы снимались у великолепных режиссеров с очень индивидуальными подходами к кинематографу, начиная с Дерека Джармена и заканчивая Дэвидом Финчером и Дэнни Бойлом. Что для вас главное в фильме, когда вы беретесь за проект?

– Мне нравится, когда в любой момент в истории существует бесчисленное множество вариантов развития, когда ты сам не знаешь, что может произойти дальше с твоим героем. Как, например, ты чувствуешь, что по сюжету кто-то должен умереть, но до последнего не знаешь, кто это будет. У меня странные отношения с моей профессией. С одной стороны, у нас словно бы бесконечный диалог – и как только я готова выйти на новый уровень в этом диалоге, появляется режиссер, который предлагает мне соответствующую моему состоянию роль. Возможно, я никогда не выбираю роли – я выбираю людей, с которыми мне предстоит работать. Тем более что мне очень повезло – я начинала сниматься в кино в фильмах Джармена, и это был для меня и своеобразный актерский детский сад, и школа. Именно тогда сформировались мои представления о кинематографе.

– Вы постоянно меняете представление о себе, ваши героини всегда обладают незабываемой, а подчас и вовсе странной индивидуальностью. Приходилось ли вам в обычной жизни изменяться, отказываться от своего старого образа и создавать новый с нуля?

– Мне повезло – у меня нет никакой индивидуальности, никакого образа. Поэтому мне легко представить себя другой. Никакой лишней подготовки – просто надеваешь подготовленный для тебя костюм и играешь роль.

– Вы и в жизни воплощаете столько образов. Как вам удается успевать одновременно участвовать в нескольких творческих проектах, быть прекрасной матерью, проводить собственный фестиваль, сниматься в фильмах?

– Интересно, почему этот вопрос всегда задают только женщинам? Никому не интересно, как финансовые воротилы успевают одновременно быть и успешными бизнесменами, и хорошими отцами? Они же тоже воплощают в жизни множество образов... Я бы сравнила нашу жизнь с жонглированием шариками (вот уж не знаю, как это получается), где шарики – это те роли, которые мы играем. Больше ролей – больше шариков, но принцип всегда один. Что касается меня лично, то я не жена никому, я счастливая мать, мне нравится моя работа. Я довольна своей судьбой. Главное – жить полной жизнью, наслаждаться ею. Если ваша работа – неотъемлемая и необходимая часть вашей жизни, которой вы наслаждаетесь, то это жонглирование удается вам еще проще.

– Сейчас вас все устраивает, но уверены ли вы в завтрашнем дне? Не боитесь ли вы постареть?

– О, нисколько! Я всегда знала, что настоящая жизнь для меня начнется после сорока – так и получилось.

"