Рус
Eng
Прощание с родиной

Прощание с родиной

9 февраля 2015, 00:00
Культура
СЕРГЕЙ МАНУКОВ
За первые девять месяцев прошлого года почти каждый четвертый французский фильм по финансовым соображениям снимался за границей. Родина кино постепенно теряет свое кино.

Ярким примером того, что сейчас происходит во французском кино, является психологический триллер «Летучий», который снимают режиссеры Кристоф Али и Николя Бонилаури. Это классический французский остросюжетный фильм со звездой французского кинематографа Натали Бэй в главной роли.

В фильме безошибочно угадывается французский стиль, вот только снимается он по большей части не во Франции, а в Люксембурге и Бельгии.

Поскольку значительная часть картины снимается в Великом герцогстве, то в работе участвуют люксембургские специалисты. Причина переноса места съемок исключительно финансовая. Продюсерам удалось добиться гранта в сумме 1 млн. евро от кинорегулятора Фонда фильмов Люксембурга. Деньги по меркам «Летучего» приличные, более трети всего бюджета. Эта картина – один из многих французских проектов, который по финансовым причинам снимается за границей.

И эта тенденция является одной из главных угроз богатому традициями французскому кино.

Национальный центр кинематографии, главная регулирующая организация французского кино, выделяла на съемки бюджетные миллионы, но глубокий кризис, а затем и рецессия наложили отпечаток и на кино. Бюджет Центра в последние пару лет резко сократился. Не лучше обстоят дела и у телекомпаний, которых французские законы обязывают вкладывать деньги в национальное кино. Их доходы тоже сильно уменьшились. Телевизионщикам сейчас приходится тщательно отбирать проекты. Неудивительно, что они предпочитают вкладывать деньги в картины, которые будут собирать полные залы.

В результате совпадения сразу нескольких негативных причин и обстоятельств малобюджетные проекты типа «Летучего», бюджет которого составляет около 3 млн. евро, вынуждены сами искать инвесторов.

Статистика утверждает, что в первые 9 месяцев 2014 года 22% французских картин снимались за границей. В 2012 году, который французские кинематографисты называют «черным» из-за многочисленных трудностей, среди картин с бюджетом от 10 до 20 млн. евро эта цифра, по данным Федерации кино Франции (Ficam), составляла 50%, а среди картин дешевле 10 млн. евро – 21%.

При переезде за границу меняется, конечно, и съемочная группа, потому что контракты с местными властями имеют пункт об обязательном использовании местных специалистов. Так что французских технических работников часто приходится заменять. Получается, что, кроме опасений, что во Франции просто разучатся снимать кино, существуют и вполне реальные опасения роста и без того немалой безработицы среди кинематографистов.

Специалисты во Франции бьют тревогу, но, по мнению главного люксембургского киночиновника Гая Далейдена, директора Фонда фильмов Люксембурга, все справедливо – «кто платит, тот и заказывает музыку».

Сложные схемы финансирования нередко затрудняют выполнение контракта. Каждый из инвесторов включает в контракт пункт, согласно которому 51% всех съемок должен проходить на территории его страны или региона. В «Летучем» инвесторов и, следовательно, стран три, и в каждой необходимо снимать не меньше 51%!

В правительстве Пятой республики понимают всю опасность создавшегося положения. В Министерстве культуры не сидят сложа руки. Определенные налоговые льготы для малобюджетных фильмов помогли в начале 2014 года несколько снизить количество снимаемых за рубежом картин, но даже с учетом последних мер кино намного выгоднее снимать в соседних Люксембурге и Бельгии. Например, в Бельгии налоговые льготы распространяются почти на половину (45%) всех затрат. Во Франции список «льготных» расходов в полтора раза меньше – 30%. Причем скидки действуют лишь в малобюджетном кино.

«Бельгийская система значительно эффективнее нашей», – вынужден признать представитель Ficam Стефан Бедин в интервью New York Times.

Ficam сумел убедить Центр кинематографии расширить с 1 января 2016 года налоговые льготы и на среднебюджетные картины с бюджетом от 4 до 7 млн. евро. Чиновники надеются уменьшить количество снимаемых за границей фильмов. Для того, чтобы получить льготы, естественно, придется снимать фильм на территории Франции. Съемки за границей можно в таких случаях проводить лишь в тех случаях, если они необходимы по сценарию. Впрочем, согласятся ли французские продюсеры и режиссеры работать дома, на родине кино, а не ехать пусть и на недалекую, но все же чужбину – большой вопрос. Дым отечества, конечно, сладок и приятен, но и в кино сейчас многое решают финансы.

В то время, как во Франции опасаются упадка национального кино, в соседних странах оно процветает. Наплыв французских фильмов привел к тому, что в Люксембурге, например, шесть местных продюсерских компаний решили создать второй крупный студийный комплекс Filmland.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter