Posted 5 февраля 2008,, 21:00

Published 5 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:09

Updated 8 марта, 08:09

Маски двух столиц

Маски двух столиц

5 февраля 2008, 21:00
Вчера в российской столице во второй раз стартовал проект «Премьеры Мариинского театра в Москве». Мариинка привезла, в частности, оперу «Электра», номинированную в этом году на премию «Золотая маска». По сути, с приездом проекта Валерия Гергиева стартует главный смотр российского театрального сезона. Наряду с Мариинкой

Перед экспертами «Золотой маски» стоял нелегкий выбор: можно было отбирать спектакли по принципу «лучше меньше да лучше», но тогда в ряде номинаций осталось бы по одному-два названия. А можно было несколько опустить планку, принять упреки в неразборчивости и сделать фестивальную афишу попестрее. В нашем театре, к счастью, еще появляются спектакли-события, спектакли-дубы, одиноко высящиеся среди разносортной поросли и откровенного бурелома. Нехватка (с каждым годом только усугубляющаяся) – в качественных средних постановках, которые и должны быть основными участниками фестивальной афиши. Разрыв между плохими и очень хорошими с годами только увеличивается. На этот раз эксперты пошли по второму пути, собрав рекордное количество названий в афише. В конкурсе этого года участвуют 136 номинантов, что является для «Маски» абсолютным рекордом.

Музыкальный конкурс почти в два раза объемнее драматического (11 опер, 9 балетов, 4 оперетты, 5 постановок современного танца). Но и драматический выглядит внушительно: 5 спектаклей большой формы, 10 малой формы, 4 кукольных спектакля и 4 спектакля в переименованной номинации «Эксперимент» (ранее «Эксперимент» назывался «Новацией»). В этом году в «Эксперименте» собраны сильные участники, и, похоже, самые жаркие баталии разгорятся именно в этом разделе. В номинанты выдвинуты три московские постановки: «Демон. Вид сверху», «Optimus mundus» (в театре «Школа драматического искусства»), спектакль «Всё» (театр «Тень»). Петербург представляет спектакль «Цифровой каталог героя», выпущенный в Русском инженерном театре АХЕ.

Марк Захаров достаточно давно и долго издевался над общим увлечением «малыми сценами», грозясь поставить спектакль в лифте. Но, похоже, привлекательность малого пространства не слабеет. В этой номинации представлены три провинциальные постановки. Как предсказывали «НИ», в номинанты вошла магнитогорская «Гроза» (режиссер Лев Эренбург). Из российских регионов в Москву приедет пермский «Сиротливый Запад» (режиссер Вячеслав Федотов) и нижегородский спектакль «Последние» (постановка Вячеслава Кокорина). Петербург представляют «Иваны» в постановке Андрея Могучего и спектакль «Иванов», поставленный неоднократным номинантом «Маски» актером Александром Баргманом. Но, похоже, основные баталии в этой номинации развернутся среди москвичей. Тем более что из десяти участников пять – московские постановки. Любопытно, что практически все столичные участники принадлежат к одному режиссерскому поколению. И при всей разности почерков собранные месте, их спектакли дают любопытный портрет дня сегодняшнего. Он отразился в «Самом важном» Евгения Каменьковича, в «Рассказе о счастливой Москве» Миндаугаса Карбаускаса, в «Человеке-подушке» Кирилла Серебренникова, в «Игроках» Алексея Левинского и «Июле» Виктора Рыжакова.

По мнению практически всех московских театральных обозревателей, прошлый сезон был в столице катастрофическим для спектаклей большой формы. Тем более удивительным было решение экспертного совета, проигнорировавшего «Женитьбу» Марка Захарова и выдвинувшего очень скромную поделку «Много шума из ничего» Константина Богомолова и довольно мучительного «Короля Лира» Юрия Бутусова. Провинция представлена уфимским спектаклем «Пролетая над гнездом кукушки». Но, похоже, основными претендентами на победу будут два масштабных питерских спектакля – «Живой труп» в постановке Валерия Фокина и «Жизнь и судьба» Льва Додина.

Последние годы «Золотая маска» решила поднимать уровень фестиваля путем приглашения спектаклей «со стороны». Так появился проект «Легендарные спектакли ХХ века». В этом году будет показана постановка Джорджо Стреллера «Арлекин, слуга двух господ». Второй раз проходит проект «Премьеры Мариинского театра в Москве». В этом году к ним добавились «Премьеры Александринского театра в Москве».

Но обилие сопутствующих названий не может скрыть печального факта – общее обмеление театральной жизни приводит к тому, что средний уровень номинантов (подчеркиваю – именно номинантов, не лауреатов) стремительно понижается. И так как новый театральный сезон уже перевалил за половину, можно констатировать, что отрадных перспектив пока не заметно.

"