Рус
Eng
Вариант с «Омегой»

Вариант с «Омегой»

4 июня 2013, 00:00
Культура
АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ
Писать про группу Omega и трудно и легко. Легко потому, что с их положением на «Рок-Олимпе» все ясно. Факты невероятны для соцлагерной рок-группы: образовались в 1962 году, завоевали успех, получили приглашение работать в Британии, по возвращении домой сотрясали мощными стадионными концертами всю Европу (не считая врем

Приезд группы Omega, вообще говоря, – проект странный. Тяжелый проект. Целевых аудиторий тут две, и смешиваются они крайне плохо. Первая: меломаны возраста 50+, для которых венгерский рок был объектом культа, собирательства и так далее. Не потому, что «и такое сойдет», при отсутствии настоящих пластинок The Beatles, Rolling Stones или Grateful Dead, а потому, что реально классно. Omega и позднее Locomotiv GT (проект бывших музыкантов той же «Омеги») были настоящими кумирами для наших меломанов. Самое интересное, что ничего специфически венгерского в Omega, кроме лирики, нет. По звуку и стилю – совершенно западная группа. Британская даже. Грамотная смесь хард-рока с арт-роком. Безупречный класс игры. И все-таки – очень самобытная штука. Уникальный вокал, своеобразный мелодизм. Рок не «венгерский», а просто талантливый.

Второй слой потенциальных потребителей – те, кто никаким роком из соцстран («демократами», на сленге тогдашних меломанов) не увлекался, а в молодости танцевал медленные танцы под ту же Gyongyhaju lany, «Девушку с жемчужными волосами» (англичане, правда, толкуют название как «Жемчуг в ее волосах»). Совсем уж маргинальный слушатель – тот, кто любит White Dove. И вот тут заложена бомба замедленного действия. Ибо «серьезные» меломаны знают и любят у Omega всё, и им всё интересно. А «балладники» разве будут полчаса слушать качественный виртуозный прог-рок на венгерском ради пятиминутной баллады, которую наверняка сыграют под занавес?

В общем, так оно и получилось.

На пресс-конференции музыканты рассказали, что пригласить их в Москву пытались неоднократно. «Переговоры велись в начале 1980-х и кончились ничем. Потом – уже при Горбачеве. Тоже безрезультатно...» История же с нынешним визитом, по словам музыкантов, «тянется с 1995 года».

Зал «Крокуса» продали плоховато, но для такого проекта – очень хорошо. Почти забитый партер. Публика довольно инертна. Но каждую песню встречали аплодисментами. 17 песен, примерно половина явно многим знакомых. Lena и Gammapolis (заглавная с самого успешного альбома) вызвали восторг: прог-баллады эти зацепили всех. На первый бис сыграли – тут можно было не гадать – «Девушку». Предсказуемо зажглись мобильники (как во время оно – зажигалки). И все подпевали. Вообще, скажу ужасно непрофессиональную вещь: самое главное – не что они играли и даже не как. Хотя музыканты в отличной форме. А общее ощущение той музыки, тех лет, исполненной теми людьми. У них не только клавиши аналоговые и старомодные «дымные» лазеры. У них вообще все – винтаж музейный. Но, впрочем, вполне жизнеспособный. Все эти гармонически несложные, но красивые композиции, с четкими риффами, привлекательными мелодиями и энергичными импровизациями, а также здоровый пафос и искренняя помпезность – это ж не от времени зависит, не от 1960-1970-х. Это всегда уместно. Просто не все умеют.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter