Рус
Eng
А если это нелюбовь?

А если это нелюбовь?

4 февраля 2015, 00:00
Культура
ОКСАНА ГАВРЮШЕНКО
В российском прокате можно увидеть второй режиссерский фильм Мелани Лоран (незабвенной мстительницы из «Бесславных ублюдков» Тарантино) – драму, снятую по мотивам бестселлера 16-летней школьницы «Я дышу». Больше десяти лет назад роман Анн-Софи Брасм, посвященный ее же ровесницам, наделал шума среди почитателей современ

На последнем Каннском кинофестивале картина была показана на Неделе критики, где удостоилась 30-минутной стоячей овации. До показа ходили слухи, что Лоран вдохновил феномен ленты Абделатифа Кешиша «Жизнь Адель». Но в ее картине нет гомосексуальной темы (хоть фильм и участвовал в номинации на специальную «ветку» за освещение ЛГБТ-темы), а есть одержимость, манипуляторство и нарциссизм. Вообще перверсий с подростками хватает в современном кино, и тут частный случай не вырастает до обобщения.

Когда в классе появляется яркая, самоуверенная «новенькая» Сара, мир робкой и неуверенной в себе Шарли преображается. Девочки-подружки много времени проводят вместе, болтают на любые темы, которые обычно занимают 17-летних старшеклассниц, и даже интереса к одноклассникам у них нет ни малейшего. Позже Сара не просто отойдет от своей полной противоположности, но предпочтет помучить Шарли. И тут фильм «Я дышу» уже перестает быть похожим на пасторальный дневник, начинается психологическое исследование. Почему одни взрослеют, а другие нет? Почему манипулировать тем, кто в тебе нуждается, так приятно? Почему от подлого поступка никого, кроме тебя, не корежит? Почему Шарли так плохо, что она не может учить уроки и лишь беспомощно повторяет определение «холодной войны» по Оруэллу…

В этой истории Лоран-режиссер накапливает напряжение исподволь. Она будто другими глазами начинает смотреть на школьниц, ведущих жестокие игры. Камера следит за выражением лица оскорбленной, растерянной Шарли (отличная работа Жозефин Жапи), краски сгущаются, и будто сумрак, накрывающий саму героиню, распространяется и на ее комнату, и на улицу за окном. Ее страдания, знакомые любому, кого обижал близкий человек (будь то друг или подруга), в какой-то момент становятся чрезмерными для неокрепшей психики. Зритель ждет финала не без опаски, но сценарный замысел превосходит его ожидания.

Интересно, что в книге Анн-Софи Брасм, где повествование ведется от первого лица, интрига была разрушена с самого начала, с первых страниц, где героиня рассказывает, как проходит день в тюрьме. Лоран отказалась следовать автору стопроцентно.

В дебютном своем фильме под названием «Родные» Мелани Лоран придумала женскую историю, которую очень украшал единственный мужчина. В «Родных» было много света, теплоты и даже юмора, невзирая на нерадостные события в жизни героев. Были и красивые, чувственные сексуальные сцены. Лоран привозила картину в Москву и тогда говорила, что хочет снять следующее кино о подростках.

Второй фильм молодого режиссера зачастую оказывается будто проверочным этапом. Вероятно, так и следует рассматривать «Я дышу», который на уровне эмоций работает безошибочно, диагноз вроде ставит, но в то же время никуда не зовет, кроме как посочувствовать героине, застрявшей в своей зависимости, а рядом не было никого из взрослых, кто мог бы помочь вовремя остановиться.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter