Posted 1 августа 2006,, 20:00

Published 1 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:13

Updated 8 марта, 09:13

«Незаконная страсть» Михаила Козакова

«Незаконная страсть» Михаила Козакова

1 августа 2006, 20:00
Пока актеры на гастролях, а большинство театров закрыты для зрителей, в Москве самой активной выглядит антреприза. Неделю назад состоялась премьера спектакля «Триумф художественного вкуса» с участием ансамбля солистов «Эрмитаж» и актера Александра Филиппенко, а на днях тот же продюсер, Олег Березкин, выпустил постановк

Спектакль открылся прологом. К публике вышел режиссер постановки, любимый всеми актер и чтец с многолетним стажем Михаил Козаков. Свое вступительное слово он начал с мистики: премьера приурочена к дню смерти Тютчева (27 июля исполнилось 133 года), а в ночь накануне спектакля по необъяснимой случайности в усадьбу Тютчева в подмосковном Муранове ударила молния и сожгла ее до основания. Дав зрителям поахать и поизумляться невероятным совпадениям, Козаков перешел к рассказу о некоторых фактах биографии поэта, вошедших в спектакль. В основу драматургии легла трагическая история поздней запретной любви женатого 47-летнего Федора Тютчева к 25-летней Елене Денисьевой, которая длилась четырнадцать лет и закончилась трагедией: болезнью и смертью последней музы поэта. В результате этой мучительной, всеми осуждаемой связи родились двое детей и всем известные шедевры Тютчева: «Последняя любовь», «Я очи знал – о эти очи!», «О как убийственно мы любим!», «Опять стою я над Невою» и т.д.

Эти стихи, самые надрывные, страстные, трагические в творчестве обычно сдержанного и созерцательного поэта, Козаков дополнил обрывками писем и воспоминаний очевидцев драмы, а Алексей Уткин, создатель и руководитель «Эрмитажа» и гобоист «Виртуозов Москвы», подобрал столь же пронзительную музыку Томазо Альбинони, Бенджамина Бриттена, Жюля Массне, Рихарда Штрауса, Карла Филиппа Эммануила Баха, Дмитрия Шостаковича. Получился новый жанр – нечто среднее между читкой стихов, концертом классической музыки и обычным спектаклем. Тот редкий случай, когда всем сестрам раздали по серьгам: любители консерваторий получили удовольствие от музыки, поклонники Тютчева насладились поздними стихами поэта, а преданные театралы смогли еще раз послушать мастера литературного театра Михаила Козакова и оценить игру Дарьи Юрской – очаровательной дочери Сергея Юрского и актрисы МХТ Натальи Теняковой. В результате сотворчества трех равных по силе воздействия стихий – поэзии, музыки и театра – родился чувственный, страстный и удивительно душевный спектакль.

Зрители, видевшие обе премьеры – и «Триумф художественного вкуса», и «О ты, последняя любовь!», – неминуемо начнут их сравнивать. Однако, несмотря на то, что постановки объединены общим жанром – «музыкально-поэтический перформанс» и главным исполнителем – ансамблем «Эрмитаж», они сильно разнятся по содержанию, манере исполнения и послевкусию, которое остается у зрителей в финале. Александр Филиппенко искусно жонглировал словами, обаятельно дирижировал оркестром и играл с залом, заставляя его улыбаться даже самым меланхоличным стихам Пастернака, Левитанского, Бродского. И музыка Шостаковича, Баха, Моцарта была под стать чтению – легкой и светлой. Насколько мало было театральности и драматургии у Филиппенко, настолько с избытком ее оказалось в постановке Козакова. Козаков и Юрская, заново проживая историю любви Тютчева и Денисьевой, заставили и зал испытать все, что выпало на долю поэта и его музы. Знакомство, сближение, жизнь под огнем всеобщего осуждения, взаимные упреки, обиды, болезнь Елены, ее смерть и последующие годы одиночества поэта, пережившего Денисьеву на девять лет... Козаков создал документальный и вместе с тем не лишенный театральности образ Тютчева. Этот Тютчев мог бы быть героем шекспировских трагедий.

"